Варианты расписок о получении денег

○ Общие правила оформления долговых расписок.

Долговая расписка – это документ, который составляется при передаче финансовых средств. Она удостоверяет, что одна сторона передала деньги в указанном в документе количестве, а вторая их приняла, обязуясь вернуть в оговоренный срок.

Обычно расписка составляется, когда финансовые средства даются в долг под проценты. Цель документа не только фиксирование обязательства о возврате денег, но и указание итоговой суммы, которую следует передать займодателю.

Закон не устанавливает конкретных требований к форме составления документа. Расписка может быть написана от руки или напечатана. Первый вариант является более предпочтительным, потому что в случае возникновения проблем, у вас будет доказательство, что должник лично и добровольно заполнял документ.

Несмотря на отсутствие установленной формы, составление расписки все же имеет некоторые особенности.

В документе нужно указать следующую информацию:

  • ФИО, паспортные и контактные данные сторон.
  • Место прописки/проживания.
  • Сумма, передаваемая в долг (цифрами и прописью).
  • Проценты (если они предусмотрены).
  • Курс валюты (если деньги передаются в евро или долларах, курс постоянно меняется и необходимо застраховать себя от возможных убытков).
  • Срок возврата долга – желательно указать конкретную дату.
  • Подписи сторон.

Главная особенность данной формы расписки – указание процентов, под которые передаются финансовые средства. Учитывая то, что в документе фиксируется и срок использования денег, делается расчет итоговой суммы к возврату.

Если по каким-то причинам должник не передает финансовые средства в срок, проценты продолжают начисляться.

Если сумма долга значительная, лучше составить полноценный договор займа и расписку, как приложение к нему.

Правовой статус документа

Основное требование заключается в том, что документ всегда заполняется от лица человека, который получает деньги. Составить его можно по типовому образцу. Реже случается так, что гражданину приходится воспользоваться помощью представителей. Они могут представлять интересы на законном основании только при наличии соответствующей доверенности от нотариуса.

Долговую документацию заверяет нотариус, или она может быть подписана без заверения, но в присутствии свидетелей. Законодательство не требует нотариального заверения в обязательном порядке, этот факт придаст вес долговому документу, но и потребует дополнительных затрат. Свидетели должны быть также прописаны в расписке.

Расписка пишется по определенной форме и правилам на обычном листе бумаги. Рассмотрим те позиции, которые должны освещаться в документе:

  1. Дата и место составления расписки.
  2. ФИО и паспортные данные всех участников процесса.
  3. Указывает тот, кто берет в долг и тот, кто обязуется вернуть деньги (в случае долговой расписки). При сделках купли-продажи указываются покупатель и продавец.
  4. Свидетели регистрируют свое присутствие во время факта передачи.
  5. Сумма и в какой валюте передаются средства. Если деньги даются не в рублях, то указывается курс на день оформления расписки.
  6. Срок возврата.
  7. Способ возврата: наличными, на счет в банке или в ином виде (например, имуществом или товаром).
  8. Процентная ставка, если деньги выдаются под проценты.
  9. Подписи участников процесса.
  10. Все поля обязательны к заполнению. Запрещены зачеркивания и исправления. Почерк должен быть разборчивым.
  11. Сумма прописывается не только цифрами, но и буквами.

Роспись должна быть максимально идентична той, что стоит в паспорте. Расписка потом поступает в распоряжение займодавца до того момента, пока средства не будут возвращены в полном объеме.

Расписка при заключении договора купли-продажи между физ. лицами является обязательным документом. Он подтверждает факт передачи денежных средств. При написании нужно следовать строго образцу и пошаговой инструкции, представленной выше, но есть свои нюансы:

  1. Так как это единственная бумага, которая подтверждает передачу денег, специалисты советуют заверять ее у нотариуса.
  2. Тем не менее, это не самостоятельный документ и без договора купли-продажи он ничтожен. Это приложение к договору.
  3. Продавец составляет ее собственноручно. Не стоит принимать бумагу, которая заполнялась с помощью компьютерной техники.
  4. Требуется полная расшифровка подписи.
  5. Прописывается точный адрес квартиры, которую покупают. Данные должны соответствовать Кадастровому паспорту.
  6. Если передается только задаток, то должна присутствовать фраза «в счет стоимости недвижимости». Если сумма передается в полном объеме, то продавец обязан написать «деньги получены, претензий не имею».

Бумагу можно составить прямо на месте, от руки — это будет простая форма расписки. Если же совершается серьезная сделка и планируется передать довольно крупную сумму, то рекомендуется провести процедуру в присутствии нотариуса.

Варианты расписок о получении денег

Однако юридической силой наделены оба документа: как расписка на получение денежных средств, подписанная нотариусом, так и бланк, заполненный вручную. Конечно, нотариальное заверение повышает статусность бумаги. Простыми словами, при возникновении спора по факту передаче денег свидетелем сложившихся обстоятельств выступит нотариус.

При оформлении простой письменной формы в случае спора достоверность документа подтверждают проведением специальной экспертизы. А это занимает довольно много времени. Но нотариальное заверение не является обязательным условием.

Общие требования к документу

В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.(п.2 ст. 808 ГК РФ).

Оформление данного документа имеет свои особенности.

Если передаваемая сумма не превышает 10 тысяч рублей, стороны могут заключить между собой устный договор о возврате денег. Но если объект передачи больше, необходимо письменное заверение сделки. В этом случае можно составить стандартный договор займа, он будет действительным при наличии подписи сторон или просто оформить расписку.

Каждый документ будет основанием для возврата долга.

Нотариальное удостоверение сделок обязательно:

  1. В случаях, указанных в законе.
  2. В случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
    (п.2 ст. 163 ГК РФ).

Варианты расписок о получении денег

Получается, что обязательного требования о нотариальном заверении расписки не существует. Здесь следует учитывать некоторые особенности. Нотариус не будет заверять расписку, как отдельный документ. Он может удостоверить только договор займа и расписку, как приложение к нему.

https://www.youtube.com/watch?v=3I68t8aGMzk

Таким образом, если вы еще не передали деньги под расписку, но хотите заверить сделку нотариально, составляйте договор займа. А если финансовые средства уже переданы и вы хотите дополнительно подстраховаться, не стоит переживать. Расписка уже является юридическим документом, как основание для возврата долга. Если возникнуть проблемы, в любом случае придется обращаться в суд.

Если вы решили оформить сделку через нотариуса, то беспокоиться о том, как написать расписку, не стоит. Работник нотариальной конторы самостоятельно оформит все необходимые бумаги, зарегистрирует операцию в государственных учетных регистрах и выдаст специальные бланки.

Вопросы возникают при собственноручном заполнении формы. Итак, ниже мы расскажем, как пишется расписка о получении денег; образец включает в себя обязательные реквизиты.

1. Место и дата. В первую очередь укажите место и время составления документа. Место — это населенный пункт, в котором совершается передача денежных средств, а время — это дата. Например, укажите: «город Самара 12.02.2019».

2. Сведения о сторонах сделки. Поочередно раскройте информацию: сначала укажите данные лица, выдающего денежные знаки, затем распишите данные получателя (см. пример расписки в получении денежных средств). То, какие сведения раскрывать, зависит от статуса сторон.

Итак, если одной из сторон является физическое лицо, то впишите в шаблон расписки его Ф.И.О. полностью. Затем запишите паспортные данные либо реквизиты иного документа, удостоверяющего его личность. Если стороной выступает индивидуальный предприниматель, то к реквизитам добавьте его ИНН и ОГРНИП.

Если участник сделки — юридическое лицо, то укажите:

  • фамилию, имя и отчество руководителя компании;
  • должность;
  • полное наименование юридического лица;
  • ИНН, ОГРН организации.

Если стороной выступает доверенный представитель, впишите:

  • его фамилию, имя, отчество;
  • данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа;
  • дату и номер доверенности;
  • информацию о том, в чьих интересах действует представитель.

3. Теперь распишите, какую сумму передаете, укажите, в какой валюте совершается сделка. Укажите сумму не только цифрами, но и обязательно прописью. Например, расписка на получение денег вправе включать такую форму указания суммы: 120 000 рублей (сто двадцать тысяч рублей 00 копеек).

4. Информацию об основаниях и обязательствах. Теперь подробно распишите, на каких основаниях деньги передаются одной стороной в пользу другой. Например, передача суммы в долг, получение займа от работодателя. Также распишите, какие обязательства принимает на себя каждая из сторон при совершении сделки. Например, заемщик обязуется вернуть долг в течение трех календарных месяцев. В таком случае следует указать конкретные даты и сроки возврата.

5. Дополнительные условия сделки (опционально: используются,если есть необходимость). Например, указывают цель, на которую передаются деньги: на покупку машины или на оплату лечения. Предусматривают размер платы за пользование заемным капиталом — это условие не обязательно, но часто используется. Например, укажите: заемщик обязуется вернуть 100 000 рублей плюс плату за пользование в размере 1000 рублей.

Указывают и правила возврата денег либо закрепить порядок зачета полученного аванса. Не лишним будет расписать ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Допустимо использовать примерный бланк расписки о получении денежных средств.

Готовый документ подписывает заемщик — получатель денег. Таким образом он собственноручно заверяет, что деньги он получил.

Так выглядит заполненная расписка в получении денег.

Да, это документ, который имеет юридическую силу (при условии наличия подписи сторон). Вам нужно составить судебный иск и приложить к нему расписку в качестве доказательства правомерности ваших требований.

В соответствии со ст. 163 нотариальное заверение расписки, как отдельного документа не предусмотрено. Вы можете составить договор займа и расписка будет заверена, как приложение к нему. Данный документ желательно писать от руки, потому что в случае возникновения споров почерк станет доказательством, что расписка была написана должником лично.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector