Валютное таргетирование это

Основные действия Центрального банка

В период спада экономики для предотвращения сильных инфляционных процессов Центральный банк — повышает процентную ставку.

При снижении инфляции и ее нахождению на минимальном уровне — процентная ставка снижается.

Как часто Центральные банки стран меняют свою процентную ставку?

Это происходит в зависимости от экономической ситуации.

Каждую пятницу происходит заседание Совета директоров Центробанка России по вопросам денежно-кредитной политики. На нем они решают о необходимости изменения процентной ставки и другие вопросы.

Концепция реального и эффективного валютного курса

Валютный курс наряду с другими макроэкономическими показателями, такими как условия торговли и дифференциал процентных ставок, играет очень важную роль в открытых экономиках. Он существенно влияет на экономический рост, инфляцию и безработицу. Для оценки эффектов валютного курса применяют аналитические и производные показатели.

Помимо номинального валютного курса в макроэкономическом анализе используется реальный валютный курс {real exchange rate, RER). Согласно определению МВФ, под ним понимается номинальный курс национальной валюты, рассчитанный с учетом динамики национальных и международных индикаторов цен или издержек (IMF, 2014. P. VIII).

Задача расчета реального курса сводится к поиску наиболее адекватных экономических показателей, позволяющих сопоставлять цены или издержки на внутреннем и внешнем рынках. Для этого используют индекс потребительских цен, индекс цен производителей, дефлятор ВВП, стоимость единицы рабочей силы, издержки привлечения капитала и др.

(Turner, Van’t dack, 1993). Большинству из них присущи методические проблемы, включая доступность и оперативность обновления данных, сопоставимость подходов разных стран, различия в составе корзины потребления и т. д. Стандартным мерилом общего уровня цен выступает индекс потребительских цен (ИПЦ), который рассчитывается в большинстве стран, где существует национальная статистика.

Хотя ИПЦ получил всеобщее признание, он обладает рядом недостатков с точки зрения анализа позиции страны на глобальном рынке. Во-первых, набор товаров и услуг в потребительской корзине в конкретной стране отличается от аналогичного набора в других странах. Во-вторых, значительная часть такой корзины представлена услугами, не предлагаемыми на международном рынке (например, жилищно-коммунальными), а также услугами, цены на которые регулируются административно.

МВФ ведет расчет реальных валютных курсов по 184 юрисдикциям. В большинстве случаев показателем издержек выступает ИПЦ, а если он недоступен, то стоимость или нормализованная стоимость единицы рабочей силы. Другие международные организации используют аналогичный подход. В частности, Банк международных расчетов применяет ИПЦ (за исключением Индии, для которой используется индекс цен производителей). ОЭСР также рассчитывает аналитические показатели валютного курса на основе ИПЦ.

Историческая справка

Задачей Центральных банков стран было регулирование валютного курса, который напрямую связан с ценой на золото.

Шведский экономист Кнут Викселль впервые обосновал идею о том, что задачей центральных банков должно стать удержание стабильности цен в стране и контроль за инфляцией.

Впервые действия по таргетированию инфляции приняла Новая Зеландия в 1990 г. Следом за ней ее примером воспользовались другие страны: Чили, Канада, Великобритания, Швеция, Финляндия.

В начале 2019 года экономисты РАНХ и ГС опубликовали научный доклад «Выгоды и издержки инфляционного таргетирования в России».

В докладе они представили анализ международного опыта проведения и последствий таргетирования инфляции. Предоставили свои выводы по выгодам для России развития экономики в условиях ценовой стабильности.

Теория таргетирования реального валютного курса

Под таргетированием реального валютного курса (real exchange rate targeting) понимается применение ЦБ инструментов ДКП для достижения определенного соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках. В широком смысле ЦБ, проводя ТРВК, следует заданному правилу денежно-кредитной политики (monetary policy rule).

Иными словами, он действует не произвольно, а согласно некоторой стационарной операционной процедуре, представляющей собой функцию ответной реакции ЦБ, в соответствии с которой инструмент ДКП отвечает на изменения внешней среды. При ТРВК денежные власти придерживаются разновидности правила денежно-кредитной политики под названием «правило валютного курса» ({amp}lt;

exchange rate rule): валютный курс как операционная цель ДКП должен реагировать на динамику некоторых макроэкономических переменных, в нашем случае — соотношения цен на внутреннем и внешнем рынках. ЦБ ускоряет обесценение национальной валюты (проводит девальвацию в случае фиксированного курса), если ее реальный курс выше целевого ориентира или равновесия, и замедляет ее укрепление (проводит ревальвацию) в обратном случае.

Теоретическое обоснование ТРВК исходит из нескольких аргументов. Во-первых, с его помощью денежные власти обеспечивают краткосрочную конкурентоспособность экспортной продукции на внешнем рынке. Во-вторых, периодические девальвации, на которых основывается ТРВК, стимулируют замещение дорогого импорта более дешевой местной продукцией.

Указанный механизм в литературе был давно описан Р. Дорнбушем (Dornbusch, 1982) (табл. 2). Считается, что он начал теоретическую разработку ТРВК. Его публикация была посвящена не столько политике ЦБ, сколько исследованию эффектов воздействия правила паритета покупательной способности (ППС) на ВВП и цены.

Используя классическую модель малой открытой экономики Манделла—Флеминга, Дорнбуш пришел к выводу, что в условиях номинальных жесткостей приверженность денежных властей стабилизации номинального курса для обеспечения соответствия ППС (поддержания реального курса на постоянном уровне) облегчает восстановление макроэкономического равновесия.

В его модели корректировка реального курса влияет на цены и выпуск продукции по двум каналам: спроса и предложения. Через первый происходит стабилизация совокупного спроса; через второй импортные цены влияют на стоимость конечной продукции. Дорнбуш показал, что в случае шоков предложения и рациональных ожиданий соблюдение правила увеличивает волатильность ВВП, если в экономике преобладает канал предложения.

Напротив, если преобладает канал спроса, то правило позволяет стабилизировать совокупный спрос и уменьшить волатильность ВВП. С учетом индексации заработных плат экономический рост и ценовая стабильность будут зависеть от того, насколько денежные власти соблюдают правило денежно-кредитной политики.

Таблица 2

Как происходит инфляционное таргетирование?

Международный валютный фонд (МВФ) сообщил, что в настоящее время таргетированием инфляции занимается 25 развивающихся стран. Метод инфляционного таргетирования очень популярен и занимает второе место в денежно-кредитной политике стран.

  1. Центральный банк устанавливает целевые показатели динамики роста цен, которых требуется достичь;
  2. Производит расчет разницы между прогнозом и целевыми показателями;
  3. Устанавливает таргет по инфляции;
  4. Повышает или понижает процентную ставку, чтобы достичь плановых показателей.

Режим инфляционного таргетирования сталкивается с определенными трудностями при его внедрении:

  • Вмешательство государства в процесс регулирования цен;
  • Большая доля перераспределяемого через бюджетную систему ВВП;
  • Высокие показатели косвенных налогов;
  • Высокий уровень госбанков в стране;
  • Несамостоятельность Центрального банка в принятии решений;
  • Недостаточно развиты финансовые институты;
  • Низкая капитализация компаний.

Практика таргетирования реального валютного курса

ТРВК широко использовалось в развивающихся странах с конца 1960-х годов. Наибольший опыт ТРВК накоплен в странах Латинской Америки, где с 1970-х годов активно реализовывали макроэкономические стабилизационные программы на базе фиксированного валютного курса. М. Кляйн и Н. Марион, изучив 61 эпизод смены политики фиксированного валютного курса в 16 странах Латинской Америки в 1957-1991 гг., обнаружили, что большинство ЦБ при проведении девальвации ориентировались на целевое значение реального валютного курса (Klein, Marion, 1994).

В 1990-е и 2000-е годы ТРВК осуществлялось в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА), где поддерживался экспортоориентированный экономический рост: Сингапуре, Малайзии, Южной Корее, Индонезии, Филиппинах и др. Центральные банки этих стран управляли реальным эффективным курсом, чтобы поддерживать ценовую конкурентоспособность экспорта.

В странах ЮВА ТРВК носило более умеренный характер, чем в странах Латинской Америки. Если в последних диапазон изменения реального курса варьировал от 14,7 до 43,5%, то в ЮВА — от 2,3 до 11,2%. Различия объясняются политикой привлечения зарубежного капитала: страны ЮВА активно привлекали иностранные инвестиции для стимулирования экономического роста и не могли допустить серьезное манипулирование курсом, а развивающиеся страны Латинской Америки опирались преимущественно на внутренние источники инвестиций.

В большинстве случаев ТРВК осуществлялось в рамках режима множественного таргетирования, когда ЦБ преследует более одной цели денежно-кредитной политики, или как неформальный режим, отличающийся от официально декларированного. Формально политику ТРВК проводили Бразилия (1968-1976 гг.), Колумбия (1986-1990 гг.), Тунис (1990-2000 гг.), Чили (1985-1992 гг.) и Югославия (1983-1989 гг.).

Макроэкономические эффекты различались: в Бразилии, Колумбии и Югославии ТРВК привело к инфляционным последствиям, в Чили результаты были нейтральными, опыт Туниса считается наиболее успешным. Рассмотрим подробнее три примера ТРВК.

Бразилия

Центральный банк Бразилии приступил к ТРВК в августе 1968 г. Официально режим ДКП носил название «политика мини-девальваций» (minidevalorizacoes). Ее смысл заключался в проведении небольших номинальных девальваций на нерегулярной основе. Формально режим валютного курса представлял собой гибкий курс, на коротких интервалах корректирующийся к доллару США.

Это была нестандартная политика, учитывая, что подавляющее число стран в период Бреттон-Вудской валютной системы придерживались фиксированного курса. Временной интервал между девальвациями мог составлять от 10 до 40 дней в зависимости от накопленного инфляционного дифференциала между США и Бразилией.

Центральный банк Бразилии стремился де-факто поддерживать внутренние цены на уровне 78% от показателя в США. В классификации МВФ его политика обозначалась как гибкий курс, корректируемый исходя из набора индикаторов. Цель политики мини-девальваций состояла в поддержании конкурентоспособности бразильской продукции на внешнем рынке при высокой хронической инфляции на внутреннем.

На валютном рынке существовало несколько валютных курсов для разных типов операций. Кроме того, Центральный банк Бразилии с помощью ТРВК стремился сглаживать колебания спекулятивного движения капитала. Как правило, денежным властям удавалось относительно успешно справляться с поставленной задачей по валютному курсу.

Не последнюю роль в этом сыграла политика индексации правительством социальных субсидий и заработной платы в государственном секторе в соответствии с инфляцией. Однако с точки зрения стабилизации инфляции политика мини-девальваций оказалась крайне неудачной. Бразильский крузейро обесценился более чем в три раза, инфляция выросла с 20 до 36% (рис. 1). В дальнейшем рост инфляции было сложно остановить. В 1983 г. ЦБ девальвировал крузейро на 30%, инфляция при этом превысила 100%.

Центральный банк Чили стал пионером ТРВК еще в 1965 г., однако первые шаги носили экспериментальный характер и не получили дальнейшего развития. Денежные власти вернулись к ТРВК спустя два десятилетия: в июле 1985 г. ЦБ объявил о введении симметричного валютного коридора ±5% относительно центрального паритета.

Значение последнего ежедневно менялось в соответствии с инфляцией за предыдущий месяц за вычетом оценочного прироста цен на внешнем рынке. Официально валютный курс чилийского песо был зафиксирован к доллару США на уровне, который ежедневно пересматривался. В качестве операционной цели ДКП выступала реальная процентная ставка.

Центральный банк Чили стремился сохранять внутренние цены на неизменном уровне — 85% от показателя в США. Как и в случае Бразилии, в классификации МВФ политика Чили обозначалась как гибкий курс, корректируемый исходя из набора индикаторов. В 1992 г. приток зарубежного капитала вызвал давление на валютном рынке, в результате власти были вынуждены ревальвировать песо в номинальном выражении на 5%.

Таргетирование реального валютного курса в Бразилии

В целом ТРВК имело нейтральные последствия. Чилийский песо обесценился за период в два раза, а инфляция в течение шести лет сохранялась на уровне около 20% (рис. 2). Примечательно, что с самого начала ТРВК по 1992 г. не было проведено ни одной реальной девальвации чилийского песо. Отсутствие инфляционных шоков позволило Центральному банку Чили удерживать реальный валютный курс близко к долгосрочному равновесному значению.

С 1990 г. валютная политика Центрального банка Туниса нацелена на поддержание стабильного реального курса динара по отношению к корзине валют внешнеторговых партнеров и конкурентов. ТРВК проводилось в рамках политики множественного таргетирования. Конечной целью ДКП называлось сохранение ценовой стабильности, или стабилизация стоимости денег.

Для достижения внешнего макроэкономического равновесия применялось ТРВК, для обеспечения внутреннего равновесия использовалось таргетирование денежного агрегата М2. Процедура таргетирования проводилась в несколько этапов (Treichel, 1997). Во-первых, целевое значение прироста агрегата М2 устанавливалось на 2% ниже планового роста номинального ВВП.

Во-вторых, исходя из предположения о стабильности денежного мультипликатора рассчитывался объем денежной базы, необходимый для обеспечения целевой динамики агрегата М2. В-третьих, определялся целевой объем ликвидности, который нужно предоставить банкам с учетом планов по чистым международным резервам и целевого кредитования сельского хозяйства. На еженедельной основе Центральный банк Туниса проводил операции рефинансирования для достижения целевого денежного предложения.

В части ТРВК власти осуществляли нерегулярную корректировку номинального курса к валютной корзине по собственному усмотрению, чтобы реальный курс оставался неизменным. В состав корзины входили французский франк, немецкая марка, доллар США, датский флорин и испанская песета. Таким образом, власти де-факто проводили ТРВК.

При проведении микродевальваций, размер которых колебался в течение года от 0,5 до 2,5% к предыдущему периоду, ЦБ принимал во внимание широкий спектр показателей конкурентоспособности экспорта, включая цены на экспортную продукцию и долю на внешнем рынке. ЦБ выступал в качестве маркет-мейкера на валютном рынке и ежедневно котировал тунисский динар к французскому франку и доллару США.

Номинальный курс оставался достаточно устойчивым из-за отсутствия эффективной организации валютного рынка и частичных мер валютного контроля. С иностранной валютой могли оперировать только уполномоченные банки. Межбанковский валютный рынок не существовал вплоть до 1994 г. Чистая открытая валютная позиция банков ограничивалась 5% собственного капитала (в 1997 г.

лимит был увеличен до 10%). В 1997 г. был открыт рынок валютных форвардов: разрешены контракты на 12 месяцев для хеджирования импорта и на 9 месяцев — для экспорта (Domac, Shabsigh, 1999). Результаты политики в целом выглядели положительными (рис. 3). Инфляция снизилась с 6,5% в 1990 г. до 3% в 1998-2000 гг.

В 2001 г. политика Центрального банка Туниса изменилась. Денежные власти официально объявили, что они проводят валютные интервенции для поддержания стабильного реального эффективного курса в течение неопределенного периода. Режим валютного курса со стороны МВФ был реклассифицирован как «управляемое плавание без предопределенного диапазона значений».

Центральный банк Туниса продолжил таргетирование денежного предложения, перейдя на денежный агрегат МЗ. Его операционная цель сменилась с денежной базы на процентную ставку межбанковского рынка. МВФ не смог идентифицировать режим денежно-кредитной политики Туниса и отнес его к «прочим» денежно-кредитным режимам.

Неплохие результаты использования ТРВК в Тунисе можно объяснить действием нескольких факторов. Во-первых, отсутствием значительных шоков условий торговли в течение периода таргетирования. Во-вторых, жесткостью цен и заработной платы, включая консервативную государственную политику регулирования доходов.

В-третьих, жестким контролем над движением капитала, что приводило к конвертируемости динара только по счету текущих операций. В-четвертых, слаборазвитым и зарегулированным валютным рынком. Наконец, что немаловажно, постепенными структурными изменениями в экономике, в которой зависимость от сельского хозяйства уменьшилась, а доля доходов от туризма в платежном балансе существенно возросла.

Режимы таргетирования инфляции

Существует три основных режима инфляционного таргетирования. Выбор того или иного режима определяется рядом показателей:

  • Степень доверия к банковской системе в стране;
  • Прозрачность ведения денежно-монетарной политики;
  • Устойчивые показатели макроэкономических параметров;
  • Устойчивые политические институты;
  • Гибкость реагирования субъектов на изменения.
  1. Режим полного (полноценного) таргетирования инфляции. Используется в высокоразвитых странах. Целевые ориентиры имеют четкие показатели. У населения и бизнеса высокое доверие к национальному ЦБ. (Япония, США, Швейцария, Сингапур и др.)
  2. Режим выборочного (эклективного или замаскированного) таргетирования инфляции. Применяют в развитых странах. В Этом случае инфляционные цели определены недостаточно четко, но в стране существует низкая инфляция, которая обеспечивает достаточно стабильный рост экономики. (Европейские страны, южно-африканские и др.)
  3. Режим упрощенного (экспериментального) таргетирования инфляции. Используется странами, где наблюдается недостаточное (низкое) доверие к экономическим властям. Страна еще не выбрала четких позиций по установлению ориентиров. (Восточно-Европейские страны, страны бывшего СССР, в том числе Россия).

Реальный валютный курс и российская экономика

В отечественной литературе исследования, посвященные ТРВК, представлены двумя работами экспертов Высшей школы экономики. К. Сосунов и О. Замулин (2007) провели анализ инфляционных последствий ТРВК. Используя двухсекторную модель общего экономического равновесия, они оценили влияние ТРВК на долгосрочную инфляцию.

В их модели ЦБ проводит валютные интервенции, препятствуя укреплению реального курса, и накапливает международные резервы. Калибровка по данным российской экономики за 1999-2005 гг., когда Банк России в среднем приобретал 7% валютной выручки, показала, что обесценение национальной валюты в реальном выражении сопровождается быстрым ростом инфляции.

Таблица 3

Проведение таргетирования для предупреждения нулевой инфляции

Низкий уровень инфляции в развивающихся странах опасен для ослабленной экономики. Нулевая инфляция несет в себе угрозу дефляции.

Опыт в Японии показал насколько опасна дефляция. Что происходит при отрицательной инфляции?

  • Зарплата населения снижается;
  • Люди не могут погасить кредиты из-за низкой зарплаты;
  • Уровень покупательской способности сильно снижается, так как люди ждут понижения цены на крупные приобретения;
  • Растет безработица.

Поэтому задача Центрального банка заключается в поддержании оптимальной инфляции, а при нулевых показателях стремиться ее повысить. Только в этом случае экономика страны будет показывать рост и не сказываться на платежеспособности населения и компаний.

Какой результат приносит таргетирование инфляции

Многие критики Российского Центрального банка прогнозируют замедление экономического роста вследствие инфляционного таргетирования. Они предлагают перейти к другим методам денежно-кредитной политики:

  1. Проводить операции на открытом рынке по купле-продаже государственных ценных бумаг;
  2. Воздействовать на курс рубля с помощью валютных интервенций;
  3. Таргетирование денежной массы нацвалюты;
  4. Эмиссия облигаций ЦБ.

В 2017 году эксперты МВФ провели анализ на тему таргетирования инфляции и ее последствия на экономику страны. Они пришли к выводу, что после введения в стране таргетирования инфляции происходит:

  • Снижение уровня инфляции;
  • Снижается волатильность нацвалюты;
  • Отсутствует влияние инфляции и волатильности на экономический рост и увеличение ВВП.

Кроме того к аргументам в пользу эффективности инфляционного таргетирования можно отнести:

  • Четкая и понятная формулировка цели ЦБ по достижению уровня инфляции;
  • Независимость ЦБ в выборе инструментов денежно-кредитной политики;
  • Прозрачность отчетности ЦБ РФ перед обществом.

Заключение

Разумная монетарная политика экономических властей помогает экономическому развитию. В то же время не стоит возлагать большие надежды на то, что инфляционное таргетирование может решить все проблемы связанные с экономическим ростом, снижением инфляции и улучшением уровня жизни в стране.

Для экономического роста нужно проводить больше мер по улучшению финансовых и политических институтов, стимулировать научно-технологический процесс, создавать благоприятную инвестиционную среду.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector