Кто управляет центральным банком россии

Как появился ЦБ РФ и кто его учредил

Центральный Банк России возник 13 июля 1990 года – это можно назвать следствием модернизации Российского республиканского банка Госбанка СССР. Учреждение сравнительно новой структуры (причём изначально её именовали государственным банком РСФСР) произошло по приказу Верховного Совета РСФСР. И этот госорган вполне актуально записать в учредители Центрального Банка России.

В начале лета 1991 года приняли Устав госбанка РСФСР, и в нём чётко и недвусмысленно была прописана подотчётность Верховному Совету. Ещё спустя некоторое время банк стал безальтернативным в РСФСР органом денежно-кредитной и валютной регуляции. Именно на него в стопроцентном объёме возложили полномочия Госбанка Советского Союза по эмиссии и установке рублёвого курса.

Примерно тогда же под предводительством данного банка путём коммерциализации казённых спецбанков создают в РФ обширный перечень частных финансовых организаций. В потоке глобальных преобразований в декабре 1991 года Госбанк Советского Союза подвергся процедуре упразднения. Всё его имущество и активы, находившиеся на огромной территории РСФСР, без остатка были переданы республиканскому госбанку. А чуть позднее, уже в 1992 году, его решено назвать Центральным банком России.

Что такое ЦБ РФ, кому принадлежит, кто его хозяин?

ЦБ РФ является наследником Госбанка СССР, который принадлежал государству и был единым эмиссионным, расчетным и кредитно-кассовым центром былой страны. После развала СССР все центральные банки республик-участниц пошли «своей дорогой».

В мире известны другие модели банковских систем, отличающиеся от того, как это было в прошлом российской державы. Копирование отдельных элементов чужеродных систем и имплементация их в юридическое пространство России вызвало бурные обсуждения правового статуса этого мегарегулятора:

  • одни уверены, что это государственный банк;
  • другие видят в произошедших изменениях руку мирового правительства.

Так кому же все-таки принадлежит ЦБ РФ, кто его владелец? Это главный банк страны, государственная лавка или юридическое лицо с неограниченными полномочиями? Попробуем в этом разобраться. Далее рассказано о том, в какой стране зарегистрирован ЦБ РФ, где находится и кем управляется.

Важное значение в ЦБ РФ с самого его основания имеет фигура председателя. В разные периоды эту высокую должность занимали разные люди. Среди них Георгий Матюхин ( с 1990 по 1992), Виктор Геращенко (с 1992 по 1994 и с 1998 по 2002), Сергей Дубинин (с 1995 по 1998), Сергей Игнатьев (с 2003 по 2013). А в 2013 году председателем Центробанка РФ стала Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, и она работает на этой должности до сих пор.

Эльвира Сахипзадовна Набиуллин

НФС традиционно включает в себя 12 человек. Два представителя делегируются из Совфеда, трое направляются Госдумой, трое — Президентом РФ, ещё трое — федеральным правительством. Вдобавок к этому в состав НФС входит и нынешний председатель Центробанка. Функции этого органа подробно прописаны в Федеральном Законе. Среди прочего, к числу этих функций относится:

  • рассмотрение отчётов Центробанка;
  • утверждение расходов и прибыли Банка России на будущий годовой период;
  • утверждение документов о каких-либо дополнительных расходах;
  • рассмотрение проблем усовершенствования банковской системы РФ;
  • определение ключевых направлений денежной госполитики;
  • рассмотрение вопросов, которые так или иначе связаны с вхождением Центробанка России в капиталы иных юрлиц;
  • представление кандидатуры аудитора ЦБ.

Что касается Совета директоров ЦБ РФ, то он состоит из пятнадцати членов (включая председателя). Все они ведут свою деятельность на постоянной систематической основе, а участие в процедуре назначения членов Совета принимают, помимо непосредственно председателя Центрального банка, Президент и Госдума.

  • о повышении или снижении ставок;
  • о выходе новых по дизайну купюр и изъятии из хождения старых;
  • об определении операционных лимитов на открытом рынке;
  • о правилах формирования резервов организациями, ведущими финансовую деятельность;
  • о компенсациях по депозитам физлиц в банках, оформивших банкротство и не застраховавших вклады пользователей.

Совет директоров регулирует и внутренние рабочие процессы: занимается определением заработной платы работников Центробанка России (в частности, устанавливают зарплату и для себя самих), утверждением общей структуры ЦБ РФ, назначением руководства подразделений и т. п.

Структура правления

Формально это юрлицо с неопределённой организационно-правовой формой. Точнее, ЦБ РФ обладает уникальной организационной формой, несводимой к указанным в гражданских кодексах вариантам. И юридической наукой это, безусловно, должно квалифицироваться как «правовой пробел», который допущен законотворцами сознательно.

В любом случае очевидно, что Центробанк — это не АО, поэтому вопросы про список акционеров Центрального Банка России, некорректны. Акционеры ЦБ РФ – несуществующее, мифическое явление. Зато сам Центробанк вправе стать акционером прочих организаций. И на нынешний момент в его распоряжении, например, находится 52,3 процента акций Сбербанка.

Центробанк не принадлежит ни одной из трёх ветвей власти, не зависит от них, но подотчётен Федеральному собранию. Независимость ЦБ, как и любого иного нацбанка, – это системообразующее свойство, которое характеризует весь комплекс отношений, связанных так или иначе с деятельностью этого финансового учреждения.

Однако серьёзные экономисты объявляют конспирологические теории несостоятельными. В своём большинстве они с уверенностью говорят, что ЦБ РФ является структурой, подконтрольной Российскому государству. Достаточных оснований считать Центробанк неким частным владением или организацией, зависимой от «мирового правительства», попросту нет.

Тот факт, что Центробанк распоряжается золотвалютными резервами страны, не должен вызывать каких-либо кривотолков. В этом нет абсолютно ничего страшного и ненормального. Истинное положение вещей таково, что вся эта собственность в любом случае является федеральной, и это чётко указано во многих официальных документах.

Такой карт-бланш мог бы быть выдан и, например, правительству РФ. Впрочем, нельзя забывать, что правительство имеет и много иных обязанностей, а его члены не очень хорошо разбираются в денежной политике (по крайней мере, в сравнении с экспертами Центробанка). Исполнительная власть гипотетически может пошатнуть стабильность нацвалюты, разменяв всё это на сиюминутные политические интересы и краткосрочные выгоды.

Другой важный довод в пользу такого решения состоит в следующем: при отдаче полномочий Центробанка правительству сильно возрастают юридические риски на международной арене. Сейчас в США, Англии и ещё ряде юрисдикций Старого Света средства центральных банков стран защищены иммунитетом от мер принудительного характера, которые могут назначить по итогам судебных разбирательств.

Данный иммунитет усиливает и ещё одно значимое разграничение, прописанное в российских нормативных документах: государство никак не отвечает по обязательствам Центробанка, а Банк не несёт ответственности по обязательствам государственных структур. Если же указанные резервы будут принадлежать правительству, то этот судебный иммунитет будет утрачен.

Организационная структура главного банка страны определена в соответствии со ст. 5 ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» №86-ФЗ. В нее входят должности председателя ЦБ и членов Совета директоров.

Этот орган избирается Госдумой из кандидатов, представленных главой Центробанка, которые согласованы с российским президентом.

В главном банке России создается еще один коллегиальный орган, который называется Национальным финансовым советом. В НФС входит 12 членов во главе с Председателем Банка России. Отбор членов этого совета происходит в результате избрания или по назначению таких государственных лиц и структур (ст. 12 ФЗ № 86-ФЗ):

  • троих членов назначает президент;
  • еще троих — избирает Госдума РФ из числа ее депутатов;
  • три члена направляются федеральным правительством;
  • два представителя делегируются от Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

На должности председателя НацФинСовета и его заместителя выбираются лица путем голосования всем составом НФС.

На основании статьи 83 Конституции РФкандидатов на должность Председателя Центробанка РФ Госдуме представляет президент. Он также имеет право ставить перед Госдумой вопрос о снятии лица с этого поста. С 2013 года Центробанк РФ возглавляет Эльвира Сахипзадовна Набиуллина.

Председателю Центрального Банка законодательством предоставляется полная независимость действий в рамках закона и неограниченные права в исполнении денежно-кредитной политики страны. Никакое политическое давление с государственной стороны относительно принятия решений Председателем ЦБ РФ по закону не должно иметь место.

Учредители

Чтобы ответить на вопрос об учредителях Центрального Банка страны, надо выяснить, кем он был учрежден. Для этого стоит углубиться в историю его предшественника, поскольку нынешний ЦБ РФ был образован путем его реорганизации. Предшественник Центробанка, в отличие от его наследника, принадлежал государству и был ему полностью подотчетен.

Таким образом, главный банк страны был учрежден государством, но в процессе реформ его наделили особыми полномочиями:

  • вывели из вертикали государственной власти;
  • признали независимым.

Прямых сведений об учредителях ЦБ РФ в официальных источниках нет. По запросу к реестру ФНС РФ «Сведения о юридическом лице» относительно ЦБ РФ ответ не содержит разделов «Сведения об уставном капитале» и «Сведения об учредителях (участниках) юридического лица».

Акционеры

Может ли главный банк страны быть частной компанией полностью или частично, выпускающей свои акции, имеющей инвесторов и выплачивающей дивиденды? Для ответа на этот вопрос обратимся к мировой истории.

До 1936 года во всем мире насчитывалось 5 центральных банков, которые полностью принадлежали государствам. Центральные банки остальных стран являлись либо частными полностью, либо частные акционеры имели в них свои доли.

Перед началом Второй мировой войны, а также после ее окончания во многих странах произошли процессы национализации главных банков. По состоянию на 1974 год около полтора десятка центральных банков стран мира были основаны на частном капитале. На сегодняшний день их стало меньше десяти, причем роль частных акционеров в некоторых из них существенно снизилась.

Можно ли в наше время купить акции главных банков стран мира? Ответ утвердительный — да, на бирже или на внебиржевом рынке можно купить долевые ценные бумаги центральных банков не одной страны. Но большинство их не принесут значительного дохода и не дадут права участвовать в собраниях акционеров. То есть, их акции — всего лишь сувениры. Исключением является лишь главный банк Швейцарии.

Особенности функционирования ЦБ РФ

Центробанк РФ – это очень крупная организация, состоящая из более чем 40 структурных подразделений. А число работников ЦБ РФ, по данным на январь 2017 года превышало 53 тысяч. Центробанк России, действуя по правилам самоокупаемости и самостоятельного финансирования, выполняет от лица Российского государства роль собственника золотвалютных резервов (ЗВР) нашей страны и всех денежных средств федерального бюджета. Прибыль Центробанк получает от операций с этим имуществом, а точнее говоря, от каждой такой операции организация берёт свою комиссию.

Как уже сказано выше, главнейшей функцией Центробанка является эмиссия наличных. Но средства, полученные от эмиссии, в доходы ЦБ РФ не засчитываются. Таким образом, Центробанк России изготавливает рублёвые купюры под казначейские векселя или гособлигации за свой счёт. А ведь процесс печати денег довольно затратный – здесь нужно платить за бумагу, за краску, за электричество, за труд печатников и т. п.

К тому же Центробанк обязан и отдавать определённую долю своей суммарной прибыли в доходы бюджета. И в последние три — четыре года эта доля постепенно увеличивается. До октября 2014 года Центробанк отдавал 50% от прибыли, затем, по указу президента, эта цифра увеличилась до 75%. В 2015 году норматив в 75% был сохранён, однако дополнительно Центробанк обязали ещё и передать 15% Внешэкономбанку – это было обусловлено необходимостью укрепления экономической стабильности. А осенью 2015 года в силу вступил закон, который предусматривал перечисление Центробанком России 90% годовой прибыли в госбюджет.

Банк России отправляет в Госдуму ежегодно свой баланс и отчёты об убытках и доходах. Дума обязана рассмотреть эти документы до 1 июля года, следующего за отчётным, и принять в связи с этим определённые решения. Вдобавок к этому отчёты ЦБ РФ должны быть опубликованы для широкой общественности не позже 15 июля года, следующего за отчётным.

Почему именно Центробанк распоряжается золотовалютными резервами

Статус ЦБ РФ установлен ФЗ № 86-ФЗ и назван особым конституционно-правовым. В законе указано, что ЦБ РФ не является государственным органом. Сотрудники главного российского банка также не обладают статусом государственных служащих. В соответствии со ст.1 ФЗ № 86-ФЗ, ЦБ РФ наделили статусом юридического лица.

Но, проанализировав полномочия и цели Центробанка, можно констатировать, что фактически он реализует права государственного принуждения, поэтому является государственным органом.

Кому подотчетен и подчиняется?

Центробанк подотчетен Госдуме и не зависит от российского правительства — идея просто скопирована с регламентов ФРС США.

Противоречия возникает в следующих пунктах (ст. 2 ФЗ о ЦБ РФ):

  • Все имущество Центробанка находится в федеральной собственности.
  • Его уставный капитал принадлежит государству.
  • Центробанк РФ самостоятельно распоряжается ЗВР и своим имуществом.
  • ЦБ РФ не имеет никакого отношения к обязательствам правительства РФ, как и государство РФ не платит по долгам ЦБ.

Таким образом, из вышеизложенных положений следует:

  • Хоть имущество ЦБ является собственностью государства, правительство РФ не имеет права покрывать свои обязательства выручкой от его продажи. То есть, российское государство может стать банкротом даже имея огромный ЗВР, так как он практически неприкасаем.
  • Прослеживается фактическая зависимость правительства РФ от ЦБ России, но Центробанк — от государства финансово независим. Он сам в состоянии покрывать свои расходы доходами и перечислять часть прибыли в бюджет РФ.

Активы ЦБ РФ в виде недвижимого имущества и оборотных средств принадлежат российскому государству, три миллиарда рублей уставного капитала — тоже. Но когда речь идет о более крупных операциях, то в этих случаях Центробанк находится в стороне от собственника своих фондов.

В случае предъявления правительством России требований к Центробанку, Банк России, основываясь на положениях статьи 6 закона о ЦБ, имеет право обратиться в международные и иностранные суды за защитой своих интересов.

Из всего этого можно сделать вывод, что закон о ЦБ РФ — противоречив. Имущество Центробанка является федеральной собственностью только формально, так как установлено, что ЦБ не отвечает по обязательствам государства.

Категорически не соглашаясь с этим, можно не приводить в исполнение решения международных судов и попытаться использовать ЗВР в соответствии с первым абзацем статьи 2 ФЗ № 86-ФЗ, однако это вряд ли возможно.

Резерв государства хранится не в ЦБ, он представляет собой всего лишь цифры в банковском компьютере, который находится в распоряжении Всемирного банка и МВФ. Кроме того, по решению ЦБ РФ основная часть ЗВР переведена в облигации государственного займа правительства США.

Каковы его цели деятельности, функции и полномочия?

В законе определены такие цели (ст. 3 ФЗ № 86-ФЗ):

  • защищать и гарантировать устойчивость российского рубля;
  • обеспечивать беспрерывную и эффективную работу платежной системы РФ;
  • развивать банковскую систему России.

Исходя из целей, можно сформулировать несколько функций Центробанка (ст. 4 ФЗ № 86-ФЗ):

  • выпуск в обращение национальных денежных знаков;
  • проведение расчетов по поручению правительства, кредитование экономических программ государства;
  • хранение ЗВР страны;
  • выполнение функции главного расчетного центра России, посредничество при безналичных перечислениях между всеми банковскими учреждениями РФ;
  • хранение резервов других банков РФ, осуществление контроля деятельности всех российских банковских учреждений, кредитование их;
  • выполнение роли регулятора экономики РФ кредитно-денежными методами, кредитование выдача правительства в случае образования дефицита бюджета.

Вместе с тем, на основании статьи 22 закона о ЦБ, Банку России запрещено выполнять ряд этих функций:

  • кредитовать правительство РФ в целях восполнения дефицитов бюджетов на федеральном уровне, субъектов РФ, внебюджетных фондов, местных бюджетов;
  • скупать ценные бумаги государственного займа при первичном размещении.

В отличие от США, где государство может брать в долг у ФРС, ЦБ РФ не имеет права оказывать помощь российскому правительству посредством кредитования, что прописано в ФЗ № 86-ФЗ. ЦБ РФ может выдавать кредиты только другим государствам, как и Правительство РФ вправе брать займы только в других государствах.

Абсурдные вещи в законе изложены также относительно эмиссии денег в РФ. К примеру, в США эмиссия происходит в тот момент, когда ФРС дает правительству США в долг. То есть, когда ФРС печатает и передает правительству определенную сумму в долларах, происходит вливание этих средств в экономику, то есть эмиссия.

ЦБ РФ тоже печатает деньги, но не по потребностям российского правительства, а в зависимости от наличия валюты в ЗВР. Если в ЗВР не будет долларового обеспечения, то ЦБ РФ не может напечатать и рублей.

Россия продает свои товары за доллары, которые поступают на биржу. Центральный банк России скупает с биржи доллары и кладет их в свой ЗВР. Напечатать рубли и пустить их в оборот ЦБ РФ может в том количестве, в котором есть долларовое обеспечение в ЗВР. То есть, рублевая масса привязана к долларовому обеспечению в золотовалютном резерве ЦБ, но с определенным коэффициентом.

Таким образом, центральный банк страны является всего лишь пунктом по обмену валюты.

Принципиальным здесь является то, что нужды отечественной экономики в денежной массе полностью поставлены в зависимость от экспорта, приносящего на валютную биржу доллары.

Итак, проанализировав ФЗ о ЦБ, можно констатировать, что:

  • Законом установлен его статус как юридического лица, независимого от государства.
  • На распоряжение ЗВР страны государство должно просить разрешения у Банка России.
  • Банку России запрещено законом предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации, но разрешено другим государствам.
  • Выпуск в обращение российских рублей поставлен в зависимость от ЗВР ЦБ и собственно от российского экспорта.
  • Председатель Банка России практически является неприкасаемым лицом, так как его нельзя уволить, пока не истечет срок его полномочий.

Таким образом, определена единственная структура, которая вправе давать указания Центральному банку России, — и это Международный Валютный Фонд. Как видно из перечисленных фактов, основная миссия финансовой системы России — быть региональным отделением ФРС. На примере России продемонстрирована система внешнего валютного управления, которая внедрена не только в России, но и в ряде других стран мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector