Как отличить старые монеты от подделки

Новоделы

Отдельной тематикой являются так называемые новоделы – монеты, отчеканенные оригинальными штемпелями на монетном дворе, но в более поздний период по заказу коллекционеров. Не следует путать новоделы с копиями, это совершенно разные понятия! Новоделы известных монет имели очень небольшой тираж, и во многих случаях сами являются весьма востребованными раритетами. Среди заказов встречались и фантастические, то есть не имевшие аналогов в монетном производстве: «пугачёвский рубль», рубль Софьи Алексеевны и т.д.

Специалистами распознаются и ошибки в подборе штемпелей, например использование штемпелей из разных пар из-за невозможности найти подходящие, или в связи с утратой оригиналов. Некоторые заказы в целях удешевления специально могли быть произведены из дешёвых металлов с последующим золочением или посеребрением. Например, часть коллекции А.А. Аракчеева содержала копии, заказанные в 1824 году на монетном дворе Петербурга.

Подделка “Сестрорецкого рубля”

Изготовление новоделов было узаконено Александром I, но при этом должны были использоваться только оригинальные штемпели. Однако, вряд ли в то время могли отличить оригиналы штемпелей более ранних веков от созданных в петровское время копий.

Неотличимость многих новоделов от оригиналов приводила к продаже их под видом подлинных. Нужно было обладать глубокими знаниями, чтобы уметь отличать  мельчайшие детали, поэтому жертвами обмана становились даже известные коллекционеры. Николай I в целях недопущения этого приказывает изъять и уничтожить отслужившие штемпели. Но часть их оказалась у правящей верхушки, поэтому выпуск новоделов не был прекращён полностью.

Кроме чеканки полностью сохранившейся парой штемпелей, или штемпелями из разных пар, выделяют другие варианты новоделов, но их чаще причисляют к копиям или подражаниям. К ним относят: чеканка заново вырезанными штемпелями (часто с другой датой или своими особенностями), чеканка штемпелями других монетных дворов, или использование точных копий утраченных штемпелей.

Изготовление подделок

Сестрорецкий рубль — подлииник

В России качественное изготовление монет-подделок началось еще в семнадцатом веке. Но к сегодняшнему дню методы производства подделок значительно усовершенствовались, из-за чего поддельные монеты очень сложно отличить от подлинников. К наиболее распространенным способам изготовления подделок относят:

  1. Отливку: согласно этому методу сплав для литья монет переливается в специальные формы, точно имитирующие аверс и реверс монеты-оригинала. Применение технологии электролизного копирования позволяет изготавливать подделки высокого качества.
  2. Использование нового штемпеля: для чеканки монет-подделок изготавливается новый штемпель, копирующий рисунок аверса и реверса экземпляра-оригинала.
  3. Производство гальванопластической копии: для начала из пластика или гипса изготавливаются копии реверса и аверса оригинала. После этого на готовые пластины наносился токопроводящий слой, а на него по методу электролиза осаждалась медь. Пластины, имитирующие аверс и реверс, подгонялись друг к другу и спаивались так, чтобы толщина подделки полностью совпадала с толщиной монеты-оригинала.
  4. Доработка: согласно этому методу берется обычная подлинная монета и с помощью особых технологий вносятся необходимые коррективы, касающиеся даты, наименования монетного двора и т. д. Также существует практика реставрации изображений и дат.
  5. Копирование чеканки: согласно этому методу сплав отливается в матрицу, созданную инструментами лазерной резки.

Несмотря на распространенность случаев продажи монет-подделок как оригиналов, экземпляры-копии также пользуются спросом среди нумизматов. К примеру, монеты Царской России, изготовленные из серебра, золота или недрагоценного металла, очень популярны среди коллекционеров. Наиболее востребованные царские монеты ассоциируются с периодом с восемнадцатого века по 1916 год. За серебряную копию монеты придется отдать до трех тысяч рублей, а вот экземпляр из простого металла обойдется нумизмату примерно в 400 рублей.

Новодел

Способы создания копий коллекционных монет

Таким способом обычно выпускают копии дорогих монет, как для обмана коллекционеров, так и для реализации законным способом. Мастер изготавливает точную копию оригинального штемпеля, обычно вносятся незначительные изменения, чтобы можно было распознать копию. Может применяться даже оригинальный штемпель, раздобытый где-то незаконным путём.

Литьё. Самый распространённый процесс массового производства копий, не требующий дорогостоящего оборудования для чеканки. Чтобы не образовывалось пузырьков воздуха, формы (клише) для монет помещают в центрифугу, где металл равномерно заполняет все пустоты. Однако, изображения всё равно выглядят смазанными, отсутствуют свойственные для чеканки чёткие переходы. Возможно наличие брака, говорящего о выпуске способом литья.

Гальванопластика. Сложный способ изготовления подделок, но достаточно эффективный для создания точных копий. С каждой стороны оригинальной монеты снимается гипсовый слепок, который затем покрывается токопроводящим слоем. Далее методом электролиза наносится металл, гипс удаляется, а получившиеся тонкие пластины подгоняются друг к другу.

Между ними мог помещаться металлический диск для придания веса, или пространство заполнялось другим веществом. По окружности припаивалось кольцо (гурт). Для скрытия мест спайки монеты часто покрывались металлом в цвет оригинальной монеты, поэтому распознать гальванокопии можно по проступающей основе в местах царапин. Кроме этого, монета такого типа никогда не имеет однородный металлический звон.

Вырезание монеты вручную. Редкий способ копирования, имевший место в прошлом. Мастер-резчик использовал в качестве основы настоящую подлинную заготовку, или похожую по размеру и весу монету, частично или полностью удаляя с неё старые изображения. В обоих случаях подделка имела меньший вес, чем оригинал.

Доработка оригиналов. Набирающий в последнее время популярность способ. Добавляя на монету новые элементы злоумышленник создаёт новый тип, который затем реализовывает коллекционерам. Часто делают не абсолютно новую разновидность, а подгоняют под редкую. Например, 50 копеек 2004 года не имеет никакой ценности, кроме номинала, а та же монета, но 2001 года считается раритетом. Специалисты распознают такие изделия по другим признакам, таким как детали аверса и реверса, использовавшиеся только в определённый год.

Лазерная копия. В этом случае штемпели отливаются не по оригинальной монете, а по фотографии, которая сканируется компьютером. Затем на 3D принтере печатается пластиковая форма, по которой изготавливается металлический маточник. Такой способ позволяет добиться большей чёткости деталей, поскольку фотографию можно отретушировать, убрав все изъяны, или вообще не использовать оригинал (в случае его отсутствия).

Лазерная гравировка. Применяется для полного изменения одной из сторон монет. Например, такие были среди биметаллических 10 рублей, когда в продаже стали появляться монеты, не описанные на сайте Центробанка.

Как отличить подделку от оригинала?

Отличить монету-оригинал от подделки не так просто, как может показаться, а все из-за того, что копии могут быть настолько качественными, что даже эксперт не сразу сможет определить подлинность.

Среди нумизматов существуют способы, позволяющие самостоятельно выявить монету-подделку. Как проверить монету на подлинность, при этом не будучи профессионалом:

  1. При возможности следует взять монету, оценить цвет ее металла и патины (слоя, образующегося на поверхности монеты со временем в результате окисления металла). Стоит отметить, что для придания монетам эффекта старины, мастера искусно подделывают патину с помощью таких способов, как запекание, окрашивание, окуривания табачным дымом и т. д. Определить фальшивую патину несложно. Во-первых, она будет распространяться по металлу в виде округлых пятен. Во-вторых, патина будет располагаться лишь на поверхности монет, в то время как на царапинах и потертостях ее не будет. Яркие пятна патины на серебре также являются признаком подделки.
  2. При качественном дневном свете следует рассмотреть всю поверхность монеты. Если видно, как сквозь потертости проступает другой металл, то скорее всего, монета является низкокачественной китайской подделкой.
  3. Блеск металла также требует к себе повышенного внимания. Если монета чрезмерно блестит, то это говорит о том, что ее совсем недавно изготовили. Матовость монеты также должна насторожить нумизмата, так как она характерна для золотых монет-подделок, которые не имеют в своем составе золота, а матовый налет создается за счет позолоты. Жирный блеск свидетельствует о том, что монета, позиционируемая как та, что изготовлена из драгоценного металла, содержит большое количество цинка.
  4. Монету рекомендуется рассмотреть с помощью лупы. Неоднородная поверхность металла будет свидетельствовать о том, что экземпляр является подделкой.
  5. При оценке литых монет важно обращать внимание на качество исполнения литого монетного кружка. В идеале он должен иметь четкие очертания, а вот наличие тупого гурта, остатков пузырьков и инородных частиц на поверхности металла свидетельствует о том, что монета изготовлена из низкокачественного сплава.
  6. Параметры (диаметр и толщину) приобретаемого экземпляра следует сравнить с параметрами монеты-оригинала, если таковая есть в наличии. Также важно сравнить массу двух монет.
  7. Также следует оценить качество проработки мелких изображений, вычеканенных на монете, и сравнить их с теми, которые изображены на эталоне.
  8. Если оценивается подлинность монет, изготовленных из серебра или золота, то следует взять один экземпляр и бросить его на твердую горизонтальную поверхность, к примеру, стол. При ударе о поверхность драгоценный металл издаст четкий звонкий звук.
  9. Если монета состоит из определенного двухкомпонентного сплава, то оценить ее подлинность можно с помощью методики гидростатического взвешивания. Ее суть заключается в определении массы монеты, находящейся в воздухе и в воде. Разница масс в граммах в случае если сравниваются 2 оригинала, будет равна объему оцениваемой монеты. Однако если в сплаве есть третий компонент, то такой метод не подходит для определения подлинности монеты, состоящей из трехкомпонентного сплава металлов.

Каждый нумизмат также должен знать о том, какие монеты чаще всего подделываются:

  • гривна 1705 года;
  • 1 рубль 1707 года;
  • 1 рубль 1721 года;
  • 1 рубль 1725 года;
  • 20 копеек 1764 года;
  • 1 рубль 1834 года;
  • монеты советского периода и другие.

Чтобы не попасться на удочку мошенника, нумизмату следует знать о том, сколько существует в мире подлинников и новоделов той или иной монеты. Также следует отказаться от покупки коллекционных экземпляров у случайных людей. Приобретать монеты рекомендуется у опытного нумизмата, ведь только в таком случае можно обезопасить себя от покупки подделки.

Неудачное нанесение патины на копию

1. Сравнить с оригиналом (можно с фотографией или рисунком) все детали монеты, даже самые мелкие. При наличии хотя бы одного расхождения не следует считать свою монету редкой неизвестной разновидностью, скорее всего это и есть подделка.

2. Обратить внимание на сглаженность деталей. Если они не имеют следов износа, но при этом округлые по форме, значит скорее всего имело место литьё. Литые копии выдают также неоднородность металла, волнистые разводы на поверхности, пузырьки, зернистая поверхность.

3. Патина (налёт окислов) должна быть равномерной, захватывать не только углубления, но и выступающие детали. Отсутствие патины на рельефе может быть вызвано износом монеты, но при этом патина должна иметь чёткие границы.

4. Рассмотреть цвет вмятин, потёртостей, выбоин, царапин. Если они отличаются от цвета монеты, значит под покрытием находится другой металл.

5. Внимательно сравнить цвет всей монеты с похожим оригиналом. У серебра он не должен иметь сильную желтизну, а золото не должно быть слишком ярким. Чрезмерная матовость выдаёт позолоту, а сильный блеск – недавний выпуск или примесь цинка.

6. Звон монеты. При подвешивании на нитке и ударе металлическим предметом должен ощущаться звон, глухой звук говорит о наличии внутри пустот или другого материала.

7. Значительные расхождения в весе и размере говорят, что перед вами копия. Небольшая погрешность допустима. Для некоторых монет (например серебряных чешуек) погрешность может быть очень существенной, это является нормой. Но чем новее монета, тем меньше должно быть расхождений. При схожих размерах, но низком весе золотой монеты, можно сделать вывод об отсутствии в ней золота, или об очень низкой пробе.

8. В крайнем случае можно провести монетой черту по шероховатой поверхности и посмотреть на оставляемый цвет. Он должен соответствовать цвету монеты. Также следует обратить внимание на то, не проявился ли в месте стачивания другой металл. Этот способ проверки использовали ещё в древней Лидии, где были изготовлены первые в мире монеты.

Современная копия рубля 1727 года

9. Определение пробы. Для этого вначале нужно вычислить объём монеты одним из двух способов: измерить вытесняемую монетой жидкость, или рассчитать объём цилиндра по диаметру и высоте (толщине) монеты. В случае с мелкими экземплярами всё это достаточно трудно и не даёт точного ответа, лучше проводить эксперимент с большим количеством одинаковых экземпляров.

10. Спектральный анализ. Позволяет точно определить металл, но в случае с дорогостоящим экземпляром не даёт точной гарантии подлинности. Подделка может быть изготовлена из золота нужной пробы, если оригинал превосходит стоимость металла во много раз.

Необходимо использовать несколько (если не все) из перечисленных способов проверки. Главное правило: не верить в подлинность до тех пор, пока не будет доказано обратное. Представьте, что перед Вами подделка, и пытайтесь найти доказательства этого. Если доказательства не найдёте, монета подлинная. А если же изначально верить в подлинность, и бояться найти признаки подделки, тогда скорее всего экспертиза окажется бесполезной.

Фотографии предоставлены пользователями сайта: Gurry, StormAlex, yurec1965, Ланса.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector