Омбудсмен по кредитам

Кто может обращаться к финуполномоченному в РФ и сколько это стоит

За помощью к финансовому правозащитнику может обратиться:

  1. Получатель финансовой услуги. Это то физическое лицо, которое выступает стороной в договоре, либо тот гражданин, на кого услуга была оформлена.
  2. Уполномоченный представитель физического лица, которое было стороной договора с финансовой организацией.
  3. Другое лицо, к которому перешло право требования получателя услуги к финучреждению.

Омбудсмен не принимает к рассмотрению претензии от малых предпринимателей или представителей другого бизнеса.

Правозащитник принимает обращения от гражданских лиц бесплатно. Но при оформлении претензии теми лицами, которым было переуступлено право требования, взимается плата. Размер оплаты устанавливает Свет службы омбудсмена.

Помощь финансового омбудсмена по кредитам

Насчет консультаций все понятно. У нас в стране их может предоставить чуть ли не каждый.

И не будем вдаваться в подробности того, насколько качественные консультации тех или иных специалистов и как важно обращаться к проверенным лицам.

Что касается финансового омбудсмена, то его основная задача – решение конфликта.

В принципе, задача аналогичная с судебным органом, только суд не всегда проникает в сложности заемщика средств у банка, а банк все, чего хочет добиться, — это вернуть свои деньги назад, да еще и заработать.

Так, омбудсмен отличается от судьи, во-первых, полномочиями. Тут и сравнивать нечего.

Если судья дает окончательное решение, которое можно только спорить в соответствующей инстанции, то омбудсмен делает так, чтобы стороны сами примирились.

То есть с помощью консультаций, советов и обращений в банк он добивается предрасположенности финансового учреждения к клиенту. Благодаря омбудсмену можно добиться:

  • реструктуризации долга;
  • кредитных каникул;
  • признания причины неуплаты заемщиком долга весомой.

Также бесплатная консультация по кредитам от омбудсмена нужна, когда банк незаконно и без оснований списал штрафы с заемщика, дополнительные платежи, навязал платные услуги.

Нарушением, которое может решить омбудсмен, считается и невыплата депозита в положенные сроки и заранее сроков в рамках условий договора. Сюда же относится и

Виды претензий, который поможет разрешить омбудсмен

Финуполномоченный в РФ рассматривает только обращения по имущественным вопросам, которые предъявлены к компаниям, оказавшим финансовые услуги заявителю. Это нарушения, когда гражданину не выплатили вообще или недоплатили деньги. А также ситуации, когда компания взяла с клиента сумму большую, чем он был должен. Возможны такие случаи:

  1. Кредитор изменил условия и поднял процентную ставку без согласования с плательщиком. В итоге заемщик внес сумму платежей больше, чем положено по закону.
  2. МФО начислила сумму неустоек и штрафных компенсаций больше, чем предусматривает российское законодательство. В частности для микрозаймов, полученных в 2020 году, объем всех процентов и пеней не может превышать сумму первоначального долга больше, чем в 1,5 раза.
  3. Некоммерческий пенсионный фонд неправильно подсчитал комиссию на внесенную сумму.
  4. Страховщик отказался выплатить страховую сумму либо установил размер компенсации, который не соответствует условиям договора страхования.

Финансовый правозащитник не рассматривает иски по возмещению упущенной выгоды или компенсации морального ущерба. С такими вопросами гражданам следует обращаться в суд. Прямая сфера деятельности финомбудсмена — споры в отношении денег и имущества. При этом общий размер компенсации, на которую рассчитывает физлицо, не может превышать 0,5 млн рублей. Без ограничения по сумме рассматриваются только претензии по ОСАГО.

Для заявителя также установлено ограничение по сроку. Со дня, когда гражданин выявил нарушение своих прав, не должно истечь больше 3 лет. Более давние претензии уполномоченный рассмотрит только, если пострадавший не мог составить прошение раньше по объективной причине. Например, в этот период он болел.

Жалоба финансовому омбудсмену

Омбудсмен по кредитам

Кроме того, что пожаловаться на кредит, можно заявить о неправомерных действиях со стороны:

  • банка;
  • микрокредиторской компании, которая тоже выдает кредиты, но банком не считается;
  • страховой компании;
  • коллекторской компании (жалобы поступают редко, но если коллекторы действуют незаконно, вполне допустимо обратиться к омбудсмену).

Обычно жалоба заключается в следующем: был взят кредит, но в реструктуризации отказали при невозможности временно выплачивать долг.

В связи с этим из кредита на несколько тысяч образовалась задолженность размером в несколько десятков тысяч рублей. Жалобам подлежат не только частные кредиты, но и кредиты для бизнеса.

Основное условие – до того, как заявитель будет подавать заявление омбудсмену, ему нужно за месяц направить письмо в банк.

Если ответа не поступило либо он не удовлетворительный, по мнению заявителя, можно обращаться к омбудсмену.

Важно понимать, что значения, как вы попали в банк для взятия кредита, не имеет то, был ли уместен кредитный брокеридж или вы самостоятельно нашли банк.

Также стоит осознавать, что ваши личные данные будут отрабатываться при изучении дела. К тому же, их лучше указать самостоятельно при обращении.

Приложить нужно кредитный договор, страховые договора, всевозможные чеки, которые были уплачены вами на протяжении действия договора (они подтвердят частоту оплаты и ее срок).

Институт финансового омбудсмена охватывает присоединившиеся финансовые учреждения, которые положениями ряда соответствующих документов регулируют их деятельность.

Если организация, которая предоставила кредит гражданину, нарушает его права, омбудсмен может вмешиваться в действия нарушителя.

Если же банк или другое учреждение, выдающее кредит, не входит в юрисдикцию Института финансового омбудсмена, омбудсмен может только пытаться повлиять на решение банка.

Окончательный результат зависит только от банка либо от суда, если заемщик подаст иск и дело будет рассматриваться.

Кстати, омбудсмен в рамках Института финансового омбудсмена может значительно влиять на сделки, которые касаются сумм до 300 000 рублей.

Организации в таких случаях не имеют права даже в судах обжаловать его решения. Если же суммы превышают 300 000 рублей, то тут могут выносить решение только суды либо финансовые учреждения на добровольной основе.

Важно: пока спор рассматривается омбудсменом, заявитель не должен подавать иск в суд. Об этом он подтверждает подписью.

Кто может обращаться к финуполномоченному в РФ и сколько это стоит

Дата вступления Наименования учреждений
01.06.2019 Страховые организации. Вопросы граждан, которые затрагивают ОСАГО, ДСАГО и КАСКО
28.11.2019 Страховые компании по другим видам страховых услуг, кроме обязательных медстраховок
01.01.2020 МФО и МКК
01.01.2021 Банки, кредитные потребительские кооперативы, негосударственные пенсионные фонды и ломбарды

Если срок присоединения еще не наступил, а финансовое учреждение хочет начать работу с омбудсменом самостоятельно, то оно может подать заявку на сотрудничество. На сайте ЦБ РФ опубликован перечень всех компаний, которые уже работают через омбудсмена в обязательном порядке. А на странице финуполномоченного в интернете размещена информация о тех учреждениях, которые присоединились добровольно.

Если возникает спор с финансовой компанией, которая уже сотрудничает с финомбудсменом, то обращение от физического лица состоит из 4-х этапов.

Гражданин при выявлении факта нарушения своих финансовых прав должен обратиться напрямую в учреждение, к которому есть претензии. В срок от 15 до 30 дней компания обязана дать ответ по письменному запросу заявителя. Направить претензию можно через электронную почту или обычным письмом.

В течение 15 календарных дней компания отвечает по делам, по которым прошло меньше 180 дней. И за 30 дней дает ответ, по тем обязательствам, которым уже больше полугода.

После получения ответа или в том случае, когда компания так его и не дала, можно обращаться к финансовому уполномоченному. У заявителя есть два способа отправки претензии — через электронную заявку на сайте или обычным письмом на почтовый адрес.

Омбудсмен по кредитам

В тексте письма гражданину следует указать, наличие или отсутствие ответа от компании и копию претензии. Кроме того приложить скан-версию или ксерокопию договора, квитанций, чеков, заключений экспертов, и другие бумаги, которые помогут понять суть спора.

Если обращение происходит не напрямую от получателя финансовой услуги, а через представителя, то потребуется к пакету документов добавить еще два документа:

  1. Бумаги, удостоверяющие право представления интересов истца.
  2. Квитанцию об оплате услуг омбудсмена для рассмотрения дела.

Обращение от гражданина должно содержать такие сведения:

  • ФИО, дату и место рождения заявителя;
  • контакты и адреса физлица;
  • наименование и юридический адрес учреждения, на которое подана претензия;
  • суть претензии, номер контракта или соглашения и сумма спора;
  • данные об отправке компании-ответчику письменной обращения за разрешением спора без вмешательства сторонних лиц и судов;
  • сведения об ответе или его отсутствии от финансового учреждения получателю услуги;
  • дату составления обращения.

Омбудсмен даст ответ — берется ли он за дело либо оно не входит в его компетенцию спустя три дня после регистрации обращения. При начале разбирательства каждый заявитель сможет отслеживать работу уполномоченного через личный кабинет на сайте. На e-mail и мобильный телефон будут приходить уведомления обо всех остальных этапах рассмотрения заявки.

Уполномоченный по финансовым спорам принимает решение заочно, без вызова сторон. Но в некоторых случаях могут быть организованы трехсторонние видео или конференц-встречи в режиме онлайн.

Правозащитник по имущественным вопросам дает ответ по рассмотренному обращению обеим сторонам.

Он поступит сторонам в срок от 15 до 40 рабочих дней:

  • 15 дней, если не нужна техэкспертиза;
  • 25 дней, если экспертиза проводится;
  • 30 дней, когда обращается не получатель услуги, а посредник;
  • 40 дней, если обращается посредник и при этом требуется дополнительная техэкспертиза.

Претензия может быть удовлетворена полностью, частично или вовсе отклонена, если уполномоченный посчитает спор несостоятельным. Копия вынесенного решения направляется в финорганизацию и обратившемуся лицу. Решение приобретает силу через 10 рабочих дней со дня подписания омбудсменом.

Если вынесенное правозащитником решение кажется истцу несправедливым, потребитель может обратиться в судебные органы. Написать заявление в суд следует не позже 40 дней от даты подписания решения омбудсмена, и к нему приложить копию вынесенного решения.

В том случае, когда с решением финансового уполномоченного не согласна компания, в отношении которой была подана претензия, она также вправе подать заявление в суд. Но ей отводится всего 20 рабочих дней со дня подписания решения омбудсменом.

Как реализуют решение финансового правозащитника

В решении финансового уполномоченного вписан срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Если финансовая организация игнорирует решение, то потребитель может до истечения трех месяцев от дня вступления решения в силу, запросить у омбудсмена удостоверение. По сути, удостоверение считается исполнительным документом.

Отказ компании исполнить решение может привести к дополнительным тратам. Заявитель вправе обратиться в судебные органы. Судья назначит дополнительную компенсацию в 50% сверх той суммы, которую финансовая организация отказалась вернуть по решению финуполномоченного.

Когда омбудсмен откажет в рассмотрении претензии

Финуполномоченный в РФ не примет заявление, если:

  1. Сумма претензии больше 500 тысяч рублей и при этом вопрос не относится к ОСАГО.
  2. Заявитель не обращался предварительно в ту компанию, где была получена финансовая услуга.
  3. По этой же ситуации было уже рассмотрено дело и вынесено решение суда. Или была подана заявка, по которой уже началось разбирательство.
  4. Вопрос между сторонами уже решается процедурой медиации.
  5. Омбудсмен уже выносил ранее решение по этому же предмету спора.
  6. По делам, где одна из сторон, или компания, или физлицо, находится в процессе признания банкротства или уже признана банкротом.
  7. У финансовой компании отозвана лицензия или она исключена из госреестра юридических лиц.
  8. Претензия связана с возмещением морального вреда или упущенной выгоды.

Также омбудсмен отклонит рассмотрение претензии непонятной по сути или с неразборчивым содержанием.

Публичные данные о рассмотренных обращениях

На официальном сайте службы финансового омбудсмена РФ размещают информацию обо всех рассмотренных ими имущественных спорах. Такие сведения публикуют ежегодно до 1 июня. В них отражено:

  • общее количество поданных заявок;
  • обобщенные данные по обращениям и принятым решениям в разрезе финансовых компаний;
  • информация о решениях, которые исполнены компаниями-ответчиками;
  • список компаний, которые опротестовали решение омбудсмена, и итоговый результат опротестования;
  • перечень финучреждений, которые добровольно присоединились к сотрудничеству с правозащитником;
  • сведения об учреждениях, которые заключили финансовые договора с физлицами, без права на такие действия;
  • годовой отчет по обеспечению деятельности, а также данные о доходах и расходах службы правозащитника.

На сайте размещена информация о том, кто назначен финансовым омбудсменом РФ в текущий момент. А также о назначениях уполномоченных в сферах финансовых услуг. Сведения о физических лицах, которые обращались к финансовому правозащитнику — не разглашаются.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector