Нко центральный контрагент

Юридическое определение

Центральный контрагент в российском законодательстве представляет собой юридическое лицо, которое является одной из сторон заключаемых договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул, имеет лицензию небанковской кредитной организации и лицензию на осуществление клиринговой деятельности, и которому присвоен статус центрального контрагента в соответствии с федеральным законом от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»[2].

Характеристики

Центральный контрагент[3]:

  • выступает контрагентом по договорам для всех остальных контрагентов, которые опосредовано через него заключают сделки друг с другом (в противоположность двухсторонней торговле),
  • оказывает клиринговые услуги,
  • действует в соответствии с правилами клиринга, то есть документами, содержащими условия договора об оказании клиринговых услуг и требования к участникам клиринга,
  • формирует клиринговый пул, то есть совокупность обязательств, допущенных к клирингу и подлежащих полностью прекращению зачетом и другим способом в соответствии с правилами клиринга,
  • осуществляет неттинг, то есть полное или частичное прекращение обязательств, допущенных к клирингу, зачетом и (или) другим способом, установленным правилами клиринга.

Экономическое обоснование

Центральный контрагент препятствует возникновению последовательной череды дефолтов на финансовых рынках. В качестве альтернативы участники рынка могут осуществлять сделки на двусторонней основе на внебиржевом рынке. Однако при возникновении дефолта нецентрализованный клиринг без участия центрального контрагента может значительно растянуться во времени и создать предпосылки для кризиса доверия.

Таким образом, центральный контрагент препятствует сворачиванию денежного рынка и рынка деривативов в случае дефолтов на финансовых рынках. Стимулом для централизации и безрисковой торговли является также введение режима торговли T 2 и особые пруденциальные требования для банков при торговле через центрального контрагента.

Центральные контрагенты в развивающихся экономиках

В течение 2000-х гг. при участии денежных властей были созданы центральные контрагенты в Бразилии (BM{amp}amp;F Bovespa), Венгрии (KELER CCP), Индии (Indian Clearing Corp), Индонезии (Kliring Penjaminan Efek Indonesia), Колумбии (Cámara deRiesgo Central de Contraparte de Colombia), Мексике (Grupo BMV), Польше (KDPW_CCP), России (Национальный клиринговый центр), Тайване (Taipei Exchange), Таиланде (Thailand Clearing House), Турции (Takasbank), Чили (ComDer Contraparte Central) и Южной Корее (Korea Exchange).

Таблица. Крупнейшие центральные контрагенты в развивающихся экономиках по состоянию на 2016 год[7].

Страна Центральный контрагент Год запуска Собственник Число участников клиринга
Бразилия BM{amp}amp;F Bovespa 2008 Биржа 70
Индия Clearing Corporation of India 2001 Банки и брокеры 269
National Securities Clearing Corp 1995 Биржа 1235
Indian Clearing Corp 2007 Банки и биржа 1381
MCX Stock Exchange 2008 Биржа 573
Мексика Contraparte Central de Valores de México 2004 Биржа 31
Mexican Derivatives Exchange Clearing House 1998 Биржа и брокеры 7
Россия Национальный клиринговый центр 2006 Биржа 573
Турция Takasbank 2013 Биржа, банки и брокеры 118
Южная Корея Korea Exchange 2014 Брокеры 97
Ведущий центральный контрагент в России и один из крупнейших в Европе, «Национальный клиринговый центр», входит в состав группы биржевого холдинга «Московская биржа».

Ведущий центральный контрагент в России и один из крупнейших в Европе, «Национальный клиринговый центр», входит в состав группы биржевого холдинга «Московская биржа».

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

В России начало институту центрального контрагента было положено в 2007 году с создания ЗАО АКБ «Национальный Клиринговый Центр» (НКЦ) и проведения клиринга на валютном рынке. В 2008 году клиринг был распространен на рынок РЕПО, а год спустя — на срочный и фондовый рынки[1].

Примечания

  1. 12Уткин В. С. Задачи и функции центрального контрагента // Финансы и кредит. — 2010. — № 8. — С. 57-60.
  2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»
  3. Норман П. Управляя рисками: клиринг с участием центральных контрагентов на глобальных финансовых рынках. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
  4. Уткин В.С. Исторический аспект возникновения и становления института центрального контрагента в России и за рубежом // Финансы и кредит. — 2009. — № 47. — С. 32-36.
  5. 12Моисеев С. Уровни защиты (начало) // Депозитариум. — 2015. — № 1. — С. 15—19.
  6. Моисеев С. Уровни защиты (окончание) // Депозитариум. — 2015. — № 2. — С. 21—27.
  7. Моисеев С. Одиссея инфляционного таргетирования: к новым вызовам денежно-кредитной политики // Вопросы экономики. — 2017. — № 10.

Литература

  • Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте».
  • Башкатов М. Л. Исполнение деривативных сделок с помощью центрального контрагента: постановка проблемы // Закон, 2016. — № 1. — С.150-168.
  • Кудрявцева Л. Н. Институт центрального контрагента на финансовом пространстве ЕАЭС // Банковское дело, 2017. — № 2. — С.50-56.
  • Моисеев С. Ключевые аспекты деятельности центральных контрагентов: процикличность, общий деловой риск, клиринговое обеспечение и операционная совместимость // Деньги и кредит, 2015. — № 3. — c.26—31.
  • Стежкин А. А. Применение теории оптимального управления к анализу ситуаций множественного дефолта в сделках через центрального контрагента // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2013. — № 22. — С.52-60.
  • Тарасенко О. Центральный контрагент: новеллы правового статуса // Право и экономика, 2016. — № 3. — С.67-73.

Эта страница в последний раз была отредактирована 17 января 2020 в 07:31.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector