Мвф структура организации

Структура Международного валютного фонда

Концепция валютного фонда, миссией которого станет поддержка финансовой стабильности во всем мире, под названием «Хартия МВФ» была разработана в июле 1944 года в процессе проведения Бреттон-Вудской конференции под эгидой Объединённых Наций, решавшей вопросы международного финансово-валютного взаимодействия после наметившегося окончания Второй мировой войны.

Датой создания МВФ (англ. IMF, или International Monetary Fund) стало 27 декабря 1945 года — в этот день представители первых 29 стран МВФ официально подписали окончательный вариант соответствующего соглашения. Де-факто деятельность организации началась только 1 марта 1947 года, когда первый кредит МВФ взяла Франция.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Согласно 1-й статье Хартии МВФ перед Международным валютным фондом стоят следующие цели:

  • содействие сотрудничеству всех стран в валютно-финансовой сфере, совместному решению финансовых проблем;

  • содействие достижению и поддержанию высокого уровня реальных доходов и занятости населения стран мира, укреплению и развитию промышленно-производительного потенциала всех без исключения государств-членов путем расширения и роста международной торговли;

  • поддержание стабильности валют государств-членов, предотвращение девальвации нацвалют;

  • помощь в формировании и функционировании многосторонней системы расчетов по финансовым операциям между странами-членами, в упразднении валютных ограничений, которые стоят на пути роста мировой торговли;

  • путем финансовой помощи государствам-членам предоставлять им возможность устранения диспропорций в их платежных балансах без внедрения мер, способных нанести ущерб их национальному благосостоянию;

  • сокращать длительность нарушений равновесия платежных балансов стран-членов

Первые послевоенные годы главным заемщиком фонда была Европа для восстановления пострадавшей во время войны экономики. С начала 1980-х годов акцент смещается в сторону Латинской Америки и Азии, а с 1990-х заметную роль в займах также играла Россия и страны СНГ. Украина до сих пор находится в постоянном контакте с фондом. Наконец, с 2000-х годов кредиты вновь поступают в Европу — в основном Восточную.

Примечательно, что время перед кризисом 2008 года было наиболее благоприятным в мире и наименее удачным для фонда — кредитов требовалось очень мало, соответственно влияние МВФ на мировую экономику и политику сильно уменьшилось. Однако уже в 2011 году кредитование быстро восстановило свои объемы, которые продолжили расти далее — в том числе в связи с кипрским и греческим кризисом.

Из графика хорошо прослеживается политика МВФ — помогать всем (а не только бедным) странам, ориентируясь на текущие проблемы. При этом, кстати, интересно полное или почти полное отсутствие кредитов африканским странам. Любая страна в составе МВФ является либо заемщиком фонда, получая и расплачиваясь по кредиту, либо его кредитором в соответствии со своей квотой.

В какой валюте рассчитываются займы? Дело в том, что МВФ имеет собственное безналичное платежное средство, называемое «специальные права заимствования» (англ. Special Drawing Rights, SDR). Шкала сверху указана в миллиардах SDR. Формально это ни долговое обязательство, ни валюта.

Основная их роль – это финансовая и консультационная помощь странам-участникам в экономическом развитии.

Международному банку реконструкции и развития отводится ведущая роль в стабилизационной функции. В состав МБРР или Мирового банка входит Ассоциация развития и финансовая корпорация. Есть также различные международные банки, обслуживающие свои регионы – азиатские, африканские и европейские государства.

МВФ – это валютно-кредитная организация, которая действует как специализированная структура ООН.

МВФ был создан 1944 году на Бреттон-Вудской конференции. В декабре 1945 года 29 государств подписали Устав Фонда.

Основные задачи Фонда – это:

  • содействие мировой торговле;
  • стабилизация курсовых скачков;
  • оказание помощи странам-членам МВФ в исправлении дефицита их платёжного баланса и другие.

На сегодняшний день в состав МВФ входят 188 государств.

Функции МВФ

Перечень современных функций Международного валютного фонда во многом совпадает с 1-ой статьей Хартии МВФ:

  • расширение международной торговли

  • помощь странам в виде кредитования

  • содействие межгосударственному взаимодействию в денежной политике

  • помощь в подготовке (обучении, стажировке) экономических кадров

  • стабилизация обменных валютных курсов

  • консультирование стран-должников

  • разработка и внедрение стандартов мировой финансовой статистики

  • сбор, обработка и публикация указанной статистики

Интересно, что видные экономисты подвергают аргументированной критике не только методы работы МВФ со странами-дебиторами (то есть имеющими непогашенные долги перед организацией), но и качество публикуемой фондом статистики, а также аналитических отчетов.

Управление фондом и решения о выдаче кредитов осуществляют:

  • Совет управляющих — так именуется высший руководящий орган Международного валютного фонда. В него входят по два уполномоченных лица от каждого государства-члена — управляющий и его заместитель;

  • Исполнительный совет в составе 24 директоров, которые представляют некоторые государства-члены либо группы стран. Главой исполнительного органа — распорядительным директором неизменно выступает полпред Европы, а его первым замом — гражданин США. Восемь директоров делегируются государствами с самыми большими квотами в МВФ, остальные 16 — избираются прочими странами-участницами, поделенными на соответствующее количество групп;

  • Международный валютный и финансовый комитет — формально совещательный орган, состоящий из двадцати четырех управляющих, в том числе представителя РФ. Исполняет, в частности, функцию выработки стратегических решений, касающихся мировой валютно-финансовой системы;

  • Комитет по развитию МВФ — еще один совещательный орган с подобными функциями.

Как формируется уставной капитал МВФ

На 01.03.2016 г. размер уставного капитала МВФ был около 467,2 млрд. SDR. Капитал формируется путем взносов в валютный фонд стран-членов, выплачивающих как правило 25% квоты в SDR (либо одной из мировых валют) и остальные 75% — в собственной национальной валюте. Квоты постоянно меняются — с начала деятельности фонда было уже 15 пересмотров. В 2015 году произошло очередное изменение с делегированием около 6% от развитых стран в сторону развивающихся.

Мвф структура организации

Голоса государств-членов в органах управления МВФ распределяются именно в зависимости от выплачиваемых квот.

Фактически США и часто поддерживающий их Евросоюз имеют в МВФ достаточную квоту для принятия подавляющего большинства решений. Старания Китая, России и Индии увеличить квоты в фонде в соответствии с возросшим весом этих стран в мировой экономике встречают противодействие США и их союзников, не желающих терять политическое влияние на другие страны МВФ через «обусловленность» кредитов — предъявление государствам-дебиторам обязательных к выполнению политико-экономических требований.

Тем не менее не следует думать, что финансовые проблемы стран решаются только с помощью денег МВФ. К примеру, недавний кредит Греции в размере более 300 млрд. евро был профинансирован МВФ менее, чем на 10% и в пересчете на евро составил лишь около 20 млрд. €. Гораздо большую сумму — 130 млрд. € — выделил созданный в июне 2010 года европейский фонд финансовой стабильности.

Помимо выплачиваемых странами-участницами квот источниками финансовых ресурсов валютного фонда являются:

  • золотые авуары, по официальным данным составляющие около 90,5 млн унций и оценивающиеся в 3,2 млрд SDR. Организация принимает золото от стран-участниц в основном в качестве оплаты процентов по кредитам, после чего вправе направлять на финансирование новых кредитных траншей;

  • займы у «материально обеспеченных» государств-членов;

  • средства донорских трастовых фондов и кредитных линий, которые открывают фонду страны G7 и G20.

Первоначальный Уставной капитал составил 7,6 млрд дол. США. Сейчас МВФ использует собственные резервные и платёжные средства, так называемые СДР – специальные права заимствования. Они не отпечатываются, а представлены в виде записей на балансовых счетах.

С помощью СДР регулируется остаток платёжных балансов, пополняются резервы, а также происходят расчёты за кредиты Фонда. Сегодня стоимость 1 СДР равна 1,4 долл. США, а примерная величина Уставного капитала МВФ оценивается в 238 млрд СДР или 327 млрд долл. США.

Фонд пополняется за счёт взносов государств согласно установленным квотам. Они определяют размер заимствования, а также право голоса страны-участницы.

Структура платежа примерно такова:

  1. 25% суммы поступает на счета МВФ – в виде СДР или другой иностранной валюты;
  2. 75% обязательств погашаются национальной денежной единицей.

Российская доля квот составляет примерно 2,5%. Процент голосов нашего государства, в общем количестве голосующих в МВФ, составляет 2,4%.

Транш МВФ

Краткосрочное или долгосрочное кредитование стран-членов МВФ осуществляется порционно – траншами.

Размер финансирования может соответствовать обычным кредитным долям (максимум 125% квоты) или же быть значительно увеличен. Получить увеличенную сумму средств государство может в случае серьёзных трудностей с платёжным балансом.

Транши выплачиваются каждые полгода, три месяца, месяц или чаще. Ресурсы МВФ должны быть направлены на проведение реформ и стабилизацию макроэкономических или структурных показателей.

Финансовая помощь или кредитная игла?

Кредитование осуществляется совместно с выдвижением ряда требований. Несоблюдение условий Фонда может повлечь за собой отказ в дальнейшем предоставлении траншей либо в ограничении кредитования.

С каждым новым траншем требования МВФ ужесточаются. Такими условиями могут быть:

  • приватизация государственного имущества;
  • обеспечение свободного движения капиталов;
  • оптимизация или ликвидация расходов бюджета на социальную сферу (здравоохранение, образование, жильё, общественный транспорт);
  • сокращение заработной платы;
  • увеличение размера налогов и другое.

При помощи системы траншей МВФ может оказывать экономическое влияние на страну-заёмщицу.

Многие эксперты доказывают, что рекомендации фонда-кредитора странам-заемщикам МВФ де-факто кардинально противоречат декларируемым Хартией принципам и целям. Вместо развития производительного потенциала страны-заемщики подсаживаются на кредитную иглу, а реальные доходы населения не увеличиваются — падают.

Критики фонда объясняют, что условиями получения кредитов МВФ часто являются:

  • лишение государства-заемщика права на свободную эмиссию национальной валюты;

  • тотальная приватизация, в том числе в областях естественных монополий (сфера ЖКХ, ж/д транспорт);

  • отказ от протекционистских мер по защите собственных производителей, поддержки среднего и малого бизнеса;

  • свобода передвижения капиталов, допускающая их отток за границу;

  • урезание расходов на социальные программы, ликвидация льгот незащищенным слоям населения, снижение зарплат в госсекторе и пенсий.

Однако перечисленные меры зачастую только усугубляют кризисные явления в экономике, обеднение / обнищание населения ведет к снижению потребления, влекущему спад производства, банкротство предприятий и ухудшение наполняемости госбюджета. Вследствие чего правительству приходится брать новые кредиты, чтобы гасить предыдущие.

Страны, больше всех пострадавшие от МВФ-зависимости:

  • Руанда, где отказ от господдержки фермерских хозяйств и девальвация нацвалюты привели к падению доходов населения, толкнувшую его в пучину гражданской войны хуту и тутси с 1,5 млн жертв;

  • Югославия, развалившаяся из-за проблем по экономическому выравниванию регионов;

  • Аргентина, дважды объявившая дефолт;

  • Мексика — родина одомашненной кукурузы, превратившаяся из экспортера этой с/х культуры в импортера.

По прогнозам этот список может пополниться Украиной, которую фонд-кредитор вынуждает повышать цены на газ. Его подорожание не только бьет по карманам граждан, но и окончательно сводит на нет конкурентоспособность украинских товаропроизводителей, уже подорванную невыгодным соглашением об Ассоциации с ЕС. Украина, вместе с Румынией и Венгрией, является крупнейшим актуальным должником Международного валютного фонда.

Но поскольку у истории нет сослагательного наклонения, невозможно оценить, к каким последствиям в разных странах привела бы ситуация отсутствия финансирования со стороны МВФ. Так что позиция защитников фонда примерно такая — может где-то вышло не очень, но без кредита было бы еще хуже. Да и критики фонда атакуют скорее не саму идею предоставления кредита, а сопутствующие ему условия — которые по факту неоднозначно воздействуют на экономику и не мешают коррупции, но зато во многом выглядят как усиление политического влияния основного кредитора.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на статьи

Рекомендуемые статьи

  • Что такое дефолт: виды, причины, последствия
  • Что такое ВВП?
  • Экономический и валютный союз (ЭВС)Экономический и валютный союз (ЭВС)
  • Количественное смягчение и его смыслКоличественное смягчение и его смысл
  • Европейский центральный банк (ЕЦБ)
  • Фонд национального благосостоянияФонд национального благосостояния

Как погашаются долги МВФ

Страны-дебиторы погашают каждый кредитный транш в течение 4—10 лет. Благодаря реформам МВФ 2010-2011 гг. лимиты доступа к займам были удвоены. Был также увеличен размер кредитования беднейших стран мира без необходимости уплаты %% до 2016 года включительно.

Российская Федерация стала членом МВФ в мае 1992 года. Согласно информации МИД в начале 2005 года Россия досрочно погасила все кредитные обязательства перед Фондом в сумме примерно равной 3,3 млрд дол. США.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Сегодня РФ стремится самостоятельно разрабатывать и реализовывать экономические программы, без привлечения ресурсов МВФ.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector