Минимальный стаж для назначения пенсии с 2019 года в России

Вопрос-ответ

В начале октября 2019 года президентом РФ В. Путиным был подписан закон, согласно которому продолжится реформирование пенсионной системы. По отдельным положениям этого закона, регламент оформления пенсиона изменится для россиян уже с 1 января 2019 года. Прежде всего, это коснется возрастного ценза. Сразу после наступления указанной даты возраст, с которого можно начинать оформлять госпособие, увеличиться. К 2023 году данный показатель должен достигнуть итоговой величины:

  • 60 лет – для женской половины населения;
  • 65 лет – для мужской половины населения.

Если обратиться к конкретным датам, то в 2028 году смогут оформить пенсион гражданки 1968 г. р. и граждане – 1963 г.р. Для получения гос.пособия достичь установленного возрастного ценза недостаточно.

https://www.youtube.com/watch?v=m0QeYwXJDS0

Придется соответствовать еще и другим требованиям:

  • иметь достаточный трудовой стаж;
  • набрать нужное количество баллов, в которых выражается значение индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).

Лишь при исполнении этих условий, гражданину будет начислено госпособие, положенное к ежемесячной выплате. Важно подчеркнуть, что в следующем году действующие показатели увеличатся, и так будет происходить до 2025 года.

Какая будет пенсия, если нет трудового стажа?

Если у человека нет трудового стажа (например, в течение жизни он не работал) или не хватает количества лет до установленных законом нормативов, то он не может оформить

страховые выплаты по старости

. Но пенсионное обеспечение такому гражданину все же будет назначено — это будет

социальная пенсия по старости

. Такие выплаты производятся

только неработающим гражданам

, что предусмотрено

частью 5

ст. 11 закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 г.

Размер социальной пенсии установлен в пункте 1 ч. 1 ст. 18 закона № 166-ФЗ. Эта величина ежегодно с 1 апреля индексируется государством в зависимости от увеличения уровня прожиточного минимума пенсионера. Так, например:

  • до 1 апреля 2020 г. размер социальной выплаты по старости составляет 5283,85 руб.;
  • уже с 01.04.2020 г. эта величина будет проиндексирована на 7% и составит 5653,72 руб.

Величина выплачиваемого гражданину пособия не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания. Поэтому указанный размер выплаты будет увеличен до регионального ПМП. С этой целью пенсионеру будет выплачивать федеральная или региональная соц. доплата до ПМП.

Выплачиваться социальное пособие по старости будет на 5 лет позже общеустановленного пенсионного возраста. Так как пенсионный возраст будет повышаться с 2019 г., то и возраст, при достижении которого можно будет получить социальную пенсию, тоже будет увеличиваться.

  • В 2019 г. выплаты можно было получить в 60,5 женщинам и 65,5 мужчинам.
  • Уже с 2023 г. будут зафиксированы окончательные положения закона, и соцпенсия по старости будет назначаться женщинам в 65, мужчинам в 70 лет.

Прежние требования к стажу

До 2002 года размер пенсии в России определял единственный показатель: количество лет, отраженных в трудовой книжке. В трудовой стаж включались периоды прохождения воинской службы, получения образования и нахождения в декретном отпуске. Требованием для начисления трудовой пенсии было соответствие пенсионному возрасту и наличие подтвержденного стажа 20 или 25 лет для женщин и мужчин соответственно. Каждый дополнительный отработанный год означал прибавку к пенсии в размере 1% от оклада.

После вступления в силу Федерального закона от 28.12 2013 года N-400-ФЗ “О страховых пенсиях” введено новое понятие “страховой стаж”. Начиная с 2002 года в расчет берутся только те периоды, в которые производились страховые взносы в пенсионный фонд. Перечисляет их работодатель, а размер отчислений зависит от того, сколько составляет заработная плата работника. Поэтому принципиально важными становятся и факт трудоустройства в соответствии с ТК, и наличие “белой” зарплаты.

В течение 13 лет минимальный стаж для начисления пенсии был равен всего 5 годам непрерывной работы со страховыми отчислениями. При условии высокой зп, даже за столь небольшой срок граждане могли претендовать на пенсию размером выше средней, что не совсем справедливо в отношении людей, отработавших десятки лет с меньшим окладом.

Страховой (трудовой) стаж для выхода на пенсию по новой пенсионной реформе

Согласно части 2 ст. 8 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., страховой стаж является одним из условий для выхода на пенсию в России. Изменение нормативов по минимальному стажу проводится еще с 1 января 2015 г. Корректировки производятся постепенно с предусмотренным переходным периодом с 2015 по 2024 г.

  • На 2015 год минимальные требования были установлены в значении 6 лет.
  • Каждый год этот норматив увеличивается на 1 год, т.е. в 2016 — 7 лет, в 2017 — 8 и т.д. до 2024 г.
Год 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 и далее
Минимальный стаж 9 10 11 12 13 14 15

В рамках пенсионной реформы, анонсированной в 2018 году, требования к минимальному страховому стажу для выхода на пенсию никак не корректируются. Единственным изменением пенсионного законодательства, касающимся продолжительности работы, является введение дополнительной льготы. Начиная с 2019 г., женщины и мужчины, которые проработали более 37 и 42 лет соответственно, смогут уйти на пенсию на 24 месяца раньше срока.

С января 2019 года, требования для оформления гос.пособия по старости существенно ужесточаются. Речь пойдет о таких критериях:

  • трудовой стаж – 10 лет;
  • ИПК – 16,2 балла.

Определить, какой стаж нужен будет для оформления гос.пособия, поможет простая таблица.

Постепенно эти показатели увеличиваются, причем, трудовой стаж ежегодно становится больше на один год, а пенсионный коэффициент на 2,4 балла. Иными словами количество новых пенсионеров будет уменьшаться, а размер пенсионной суммы расти. Именно в этом и заключается основная цель пенсионного реформирования. Максимальная сумма стажа будет составлять к 2024 году 15 лет.

Страховой (трудовой) стаж для выхода на пенсию по новой пенсионной реформе

С учетом наблюдаемых последствий предыдущей реформы и развившегося экономического кризиса в 2015 году в пенсионную систему вновь были внесены существенные изменения:

  • Правительство приняло решение постепенно к 2025 году поднять минимальный трудовой стаж для начисления пенсии по старости с 5 до 15 лет. Так в 2020 году необходимый минимум – 10 лет.
  • Система накопления пенсии переводится в баллы, на количество которых влияет и стаж, и размер дохода. С одной стороны, это минимизирует риски влияния инфляции. В течении трудовой деятельности фактически не копятся сами деньги, а формируется коэффициент, на основании которого будет в итоге рассчитываться размер пенсионного пособия. С другой стороны, получается, что за каждым гражданином больше не закреплена какая-то конкретная сумма, и всё зависит от реального положения дел в экономике страны на момент выхода на пенсию.
  • Повышается минимальный стаж для выхода на пенсию «за выслугу» в некоторых отраслях.
  • Внесены изменения в части видов и сроков иной деятельности, учитываемой при подсчете страхового стажа.
  • Отменено понятие непрерывный стаж, учитывается общий стаж работника.

Страховой (трудовой) стаж для выхода на пенсию по новой пенсионной реформе

Если работодателем или самим гражданином осуществляются перечисления страховых взносов в пенсионный фонд, трудовой стаж в большинстве случаев рассчитывается так: 1 день трудоустройства равен 1 дню стажа. Но бывают периоды, в которые работник не исполняет свои трудовые обязанности. Страховые взносы не перечисляются, однако в стаж это время в соответствии со ст.12 Федерального закона N400-ФЗ засчитывается:

  • Период прохождения службы в армии.
  • Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет (учитывается не более 6 лет в сумме).
  • Период временной неработоспособности в результате травмы или болезни.
  • Время нахождения под заключением в случае несправедливого привлечения к уголовной ответственности.
  • Период поиска работы при условии постановки на учет в службу занятости и соблюдении правил взаимодействия с ней.
  • Период ухода за инвалидом или гражданином старше 80 лет.

Важным условием учета времени, потраченного в результате данных обстоятельств, является наличие официальной работы до и после этих периодов.

С введением балльной системы социально значимая деятельность не просто включается в стаж, но и подразумевает начисление баллов за каждый год в размере:

  • Армия -1,8 балла
  • Декрет – от 1,8 балла в зависимости от количества детей
  • Уход за инвалидом – 1,8 балла

Годы получения образования, за исключением повышения квалификации и трудовой оплачиваемой практики, по новому законодательству больше не принимаются в общий стаж. Предполагается, что в дальнейшем полученный уровень квалификации обеспечит более высокую заработную плату, что позволит получать большее количество баллов.

Важно понимать, какие периоды входят в страх. стаж, а какие, по закону, учтены быть не могут. Здесь стоит выделить промежутки, когда граждане не осуществляли труд. деятельность, но делали общественно полезное дело. К таким периодам относятся:

  1. Время, когда кандидат трудился в России или за ее пределами и перечислял положенные страх. взносы в ПФР.
  2. Время ухода за детьми до 1,5-ра лет, но не больше 6-ти лет в общей сложности.
  3. Обеспечение ухода за детьми с инвалидностью или за инвалидами 1-ой группы, от 80-ти лет.
  4. Армейская служба или служба, аналогичная ней на законодательном уровне.

Стоит здесь сказать, что с 2019 года, начинает «работать» преференция, когда люди с достаточным труд.стажем, смогут пойти на заслуженный отдых на два года раньше. Для мужчин стаж равняется 42 годам, а для женщин – 37 годам.

В страховой стаж, согласно статье 11 закона № 400-ФЗ, включаются периоды работы либо другой деятельности в России или за ее пределами, если это предусмотрено законодательством РФ или международными договорами. Эти периоды работы будут учитываться только при условии начисления и уплаты в это время страховых взносов в ПФР (то есть гражданин должен быть официально трудоустроен).

Кроме непосредственно трудовых периодов в страховой стаж засчитывается продолжительность иной деятельности, перечень которой закреплен в части 1 ст. 12 закона № 400. К таким, иначе называемым «нестраховыми», относятся следующие периоды:

  • временной нетрудоспособности;
  • ухода за детьми до полутора лет (но не более, чем 6 лет суммарно);
  • прохождения службы в армии или другой военной службы;
  • ухода за ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы;
  • получения пособия по безработице;
  • ухода за гражданином старше 80 лет;
  • переезда с целью трудоустройства в другой местности по направлению службы занятости и т.д.

В отношении вышеперечисленных периодов действует важное условие, предусмотренное частью 2 ст. 12 закона № 400. Они включаются в стаж, если непосредственно до этого времени или после него гражданин официально работал и перечислял в ПФР взносы на страхование. Длительность такой работы законом никак не ограничивается.

Как подсчитывается трудовой стаж, и какие документы могут для этого потребоваться?

Чтобы иметь возможность получить госпосбие, соискателю придется подтвердить свой трудовой стаж при помощи специальных документов. В частности, речь пойдет о таких бумагах, как:

  1. Труд.книжка. В документе каждый работодатель обязан делать записи о том, когда сотрудника начинает и когда заканчивает трудовую деятельность. В дальнейшем этот документ будет использован в ПФР для расчета стажа.
  2. Трудовые соглашения. Договор считается документом, подтверждающим трудовой стаж, поэтому, его тоже можно представить при расчете стажа.
  3. Архивные справки, выписки, другие документы, способные удостоверить факт наличия у пенсионера необходимого стажа.

Льготное исчисление стажа

В некоторых случаях возможно досрочное оформление трудовой пенсии. Речь идет о выплате “за выслугу”. Начисляется такая выплата, если гражданин трудился в особенных вредных, сложных условиях или занимался определенным общественно полезным видом деятельности:

  • Жителям Крайнего севера и территорий, приравненных к ним на 7-10 лет снижен возраст возможного выхода на пенсию. Есть требования к общему стажу, количеству лет, прожитых в данных регионах и стажу в определенной отрасли.
  • Медицинскому персоналу и учителям пенсия положена после отработанных 25-30 лет в профессии.
  • Летчикам и военнослужащим достаточно 20-25 лет службы для оформления пенсии.
  • В ряде производств, предполагающих вредное воздействие на здоровье человека установлен минимальный возраст выхода на пенсию ниже общепринятого на 5 лет.
  • Госслужащие раньше получали право на пенсию “за выслугу” после 15 лет стажа. Согласно закону N143-ФЗ, принятому мае 2016 года, требуемый срок государственной службы поэтапно к 2026 году поднимется до 20 лет.

Заключение

В конце статьи мне бы хотелось выделить несколько существенных моментов по тексту материала:

  1. Для получения пенсионного обеспечения в 2019 году, пенсионер обязан достичь определенного возраста, накопить нужное количество баллов и иметь необходимых период занятости.
  2. В труд.стаж входят разные промежутки занятости, но не только время ведения трудовой деятельности, а еще и общественно полезная занятость.
  3. Для подтверждения трудового периода необходимо представить в ПФР специальные документы, где указано, сколько и где трудился соискатель.

Пенсия для безработных

Чтобы претендовать на страховую пенсию, важно соответствовать установленным законом требованиям: иметь необходимое количество баллов и минимальный стаж для назначения пенсии по старости. Но если какой-то из двух пунктов не выполнен, это не значит, что гражданин преклонного возраста не имеет права на пособие.

В случае недостаточного стажа или его отсутствия, государство выплачивает социальную пенсию по старости. Она устанавливается на основании Федерального закона от 15.12.2001 N166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”. Так как сумма в итоге получается незначительная, за счет средств регионального бюджета размер социальной пенсии доводят до принятого в данном регионе прожиточного минимума.

В последние годы увеличен минимальный пенсионный стаж, посредством балльной системы выставлены обязательные требования к объему страховых взносов, наблюдается тенденция сокращения возможности досрочного выхода на пенсию “за выслугу”. Правительство не скрывает, что реформы направлены на сокращение расходов государства на пенсионные выплаты.

Выплата пособий, в том числе пенсионных, ежегодно является одной из самых крупных статей расходов в федеральном бюджете. Государство рассчитывает, что принятые меры способны повлиять на пополнение пенсионного фонда за счет страховых отчислений, и тем самым частично решить вопрос с дефицитом средств на выплату трудовой пенсии нынешним и будущим пенсионерам.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector