Госдума предложила упрощенное банкротство для борьбы с закредитованностью. Обобщение

Что такое упрощенная процедура банкротства?

Согласно проекту закона, процедура признания банкротом в упрощенном порядке будет для граждан бесплатной. Для признания банкротом гражданину нужно одновременно соответствовать пяти требованиям.

Гражданин должен быть официально признан безработными или его источник дохода должен быть менее величины регионального прожиточного минимума на каждого члена семьи. Подать заявление можно не ранее чем через три месяца после признания безработным или снижения дохода.

Претендент на упрощенное банкротство не должен иметь имущества, принадлежащего ему на праве собственности, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом (то есть единственное жилье, одежда, обувь, награды).

Потенциальный банкрот не должен иметь совокупно более 50 тыс. рублей на банковских вкладах, в том числе в течение трех месяцев, предшествующих подаче заявления.

Гражданин не должен иметь неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления в сфере экономики. До даты принятия заявления должен истечь срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство.

Госдума предложила упрощенное банкротство для борьбы с закредитованностью. Обобщение

Гражданин не должен был быть признан банкротом в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявления.

Упрощенное банкротство имеет следующие особенности:

  • После принятия заявления сразу открывается конкурсное производство и назначается конкурсный управляющий.
  • Такие процедуры, как наблюдение, оздоровление, управление, не применяются в данном случае, что является вполне оправданным. Так, в процессе обычного банкротства перед участниками стоит задача и удовлетворить требования кредиторов и по возможности не закрывать юридическое лицо. В случае с ликвидируемым должником его судьба уже решена, поэтому надобности в реабилитационных воздействиях нет.
  • Сроки упрощенной процедуры банкротства ООО также отличаются от обычной. Согласно ст. 51 закона 127-ФЗ процесс банкротства длится не более 7 месяцев. Хотя на самом деле он может идти несколько лет. Продолжительность рассмотрения судами дел о банкротстве в упрощенном порядке отдельно не установлена законом, но по сложившейся практике составляет от 4 до 6 месяцев.
  • По вопросу выявления признаков банкротства обратим внимание, что они абсолютно такие же, как у обычных должников. Единственная особенность — это нахождение организации в процессе ликвидации.

Упрощенной процедурой банкротства называют процесс ликвидации предприятия, у которого нет возможности расплатиться с долгами. В принципе, так называют сокращенный к минимуму порядок действий при крахе предприятия. Особенно если предпринимать действия по возвращению платежеспособности не имеет смысла.

Если предприятие не может совершать никакие действия и не может получить прибыль — оно не выйдет из кризиса. Когда нет прибыли, нет возможности компенсировать уже имеющиеся долги. Если этого не сделать вовремя, будут накапливаться проценты и задолженность только возрастет.

Облегченная схема принимается, если всего имущества недостаточно для покрытия расходов должника в ходе рассмотрения дела в арбитражном суде. Кроме того, ускорение проводится, если должник пропал. Но только в случае, когда речь идет о физическом лице.

Упрощенную процедуру банкротства юридического лица используют не во всех случаях. Среди главных условий использования можно отметить следующее:

  1. Чтобы принять решение о том, что нужно банкротство с последующей ликвидацией, необходимо согласие мажоритарного участника. Если такой есть и он готов пожертвовать компанией для компенсации всех долгов, процедуру можно начинать.
  2. Второе условие – у компании не должно быть активов, которые могли бы помочь вернуть финансовую состоятельность или компенсировать хоть небольшую часть долга. В том числе нужно проверить сделки по продаже активов, которые совершались за последние три года. Согласно законодательству эти сделки можно оспорить, и в таком случае активы компании пополнятся. То есть упрощенная процедура к ней не будет применима.
  3. Еще один важный фактор – наличие крупных задолженностей. Причем природа долгов не столь важна. Пусть,  для примера, это будут долги налоговой. Или уже есть судебное решение, согласно которому можно сразу переходить к взысканию задолженности. В таком случае другие схемы банкротства уже неприменимы.
  4. Наличие неликвидного баланса.
  5. Руководителя должника нет или невозможно установить, где он находится. При этом компания не работает.

Перечисленные условия применения упрощенной процедуры банкротства могут быть даже у крупных компаний, активов которых не хватает для расчета с кредиторами. Когда имущество фирмы распродадут, единственное что останется – ликвидировать ООО.

Банкротство ликвидируемого должника возможно, только если он относится к одной из двух категорий, допустимых законодательством:

  1. Компания, которая имеет недостаточно денег, чтобы окончательно рассчитаться с кредиторами. Для этого ликвидатору нужно подать иск в арб. суд. Ликвидатором может быть не только руководитель компании, но и учредитель или другая личность с должными полномочиями. Суд рассматривает заявление, и если принимает положительное решение (то есть упрощенная схема возможна), запускает конкурсное производство. Кредиторам дают «зеленый свет» для подачи своих требований.
  2. Юридические лица, которые прекратили работу, а руководителя нет. В таком случае обращение следует по инициативе кредиторов или организаций, перед которыми юр. лицо имеет непогашенные фин. обязательства. Конкурсный управляющий рассылает кредиторам информацию о том, что должник будет ликвидирован, и они могут предъявить требования на возврат долга.

Но есть нюанс. Например, у компании-должника, против которой уже начали упрощенное банкротство, вдруг могут обнаружиться активы для реализации, вполне возможно, процедуру проведут по классической схеме. Переход также осуществляет конкурсный управляющий и информирует об этом всех заинтересованных лиц.

Госдума предложила упрощенное банкротство для борьбы с закредитованностью. Обобщение

Госдума предложила упрощенное банкротство для борьбы с закредитованностью. Обобщение

Упрощенная система банкротства используется в отличительных случаях. Чертами упрощенной процедуры можно назвать:

  1. Имущества должника недостаточно, чтобы рассчитаться со всеми долгами. Одновременно это является причиной для начала процедуры.
  2. Все участники процедуры единогласно проголосовали за то, чтобы ООО ликвидировали. Это станет подтверждением того, что проведение дальнейшей работы нецелесообразно.
  3. Исключается процедура наблюдения, так как все имущество компании сразу распродается в рамках конкурсного производства.
  4. Сокращается срок, на протяжении которого кредиторы могут подать требования. Если при стандартной схеме этот срок составляет 2 месяца, то при упрощенной сокращается ровно вдвое – до месяца.
  5. Из-за сокращенной процедуры позволяется сэкономить от 30% до 50% от суммы, которую пришлось бы потратить при полноценной процедуре.

Классическая схема предполагает проведение большинства из этих этапов:

  1. Наблюдение. На этом этапе оценивается ситуация, изучается целесообразность проведения дальнейших действий.
  2. Фин. оздоровление. Если у компании есть шансы стабилизировать свою работу, разрабатывается план действий, при сохранении руководства. Но могут ликвидировать отделы, сократить штат сотрудников и т.п.
  3. Внешнее управление. Когда руководство компании не справилось с поставленной задачей, назначается новый управляющий, который перебирает на себя обязанности по ведению бизнеса.
  4. Конкурсное производство. Наступает только если все предыдущие меры не дали результата.

При упрощенном банкротстве предприятие просто ликвидируют, не тратя время и деньги на остальные этапы.

Юридические организации помогут осуществить подготовку к банкротству, и проконсультируют, какие ограничения будут ждать компанию, проходящую через упрощенную процедуру. Ограничения налагаются автоматически, и компании часто бывают не готовы к тем ограничениям, которые на них будут наложены.

Они подробно прописаны в ст. 126 ФЗ №127. В частности, там говорится о прекращении обязанностей руководителя, который должен отдать материальные ценности компании конкурсному управляющему.

Госдума предложила упрощенное банкротство для борьбы с закредитованностью. Обобщение

Помимо этого, среди ограничений, которые возлагаются на компанию-банкрота, проходящую упрощенную процедуру, выделяют:

  • сроки всех платежей, которые есть у компании-должника с момента начала процедуры, числятся наступившими;
  • штрафы и начисления перестают поступать, снимаются пени, неустойки, санкции фин. характера;
  • принудительные операции по исп. документации прекращаются;
  • если раньше на собственность должника был наложен арест, его снимают;
  • когда нужно совершить сделку с дорогостоящей собственностью компании, это делается только при согласии конкурсного управляющего. Обычно такие операции запрещаются, поскольку отрицательно сказываются на количестве конкурсной массы.

Даже более того, некоторые сделки, которые совершались ранее, могут быть отменены, чтобы эту конкурсную массу увеличить. А если управляющий соглашается на проведение сделки, нужно получить его письменное разрешение.

Как уже говорилось, ликвидация по упрощенной процедуре гораздо дешевле классического банкротства. Но как много с ее помощью сэкономить, зависит от конкретной ситуации. Экономия может составлять от 30% до 50%, что достаточно много. Это связано с тем, что управляющий работает не несколько лет, а пару месяцев.

На протяжении этого периода ему начисляется зарплата, в размере от 50 тыс. рублей. Учитывая, что банкроство в среднем длится от полугода до года, максимальная сумму, которую придется заплатить, около 600 тыс. рублей. Если надеяться на лучший расклад, то сумма расходов будет составлять около 300 тысяч. Это в несколько раз меньше классической процедуры.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических
вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —
обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.
Это быстро и бесплатно!

Досудебный этап ликвидации

Рассматриваемый процесс регулируется § 1 гл. XI закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Остальные общие положения о банкротстве применяются с учетом особенностей вышеназванного правового источника. К таким нормам, например, относятся ст. 63 и 65 ГК РФ.

Следует отметить, что в перечисленных законодательных актах никаких особенных требований, касающихся банкротства именно обществ с ограниченной ответственностью, не существует. Также и специальные нормы об ООО в ГК РФ или законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ ничего не говорят о специфичности банкротства данного вида юридического лица.

Что касается упрощенного банкротства вообще и ликвидации ООО через банкротство в частности, то оно имеет свои нюансы, о которых поговорим подробнее в следующих разделах публикации. Здесь лишь скажем о главном отличии упрощенной процедуры.

Она применяется в том случае, если решение о ликвидации юридического лица уже принято (п. 1 ст. 224, п. 3 ст. 225 закона 127-ФЗ), то есть тогда, когда на стадии начавшегося «закрытия» предприятия обнаруживается, что у него не хватает имущества удовлетворить все требования кредиторов. Моментом принятия решения о ликвидации ООО считается дата внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, когда данный факт приобретает значение для третьих лиц.

У организации могут быть долги по различным видам налогов, в зависимости от вида реализуемой в фирме системы налогообложения, вида деятельности организации. В любом случае проблема ликвидации ООО с долгами по налогам какими-то отдельными положениями в законодательстве не отмечена. Понятно, что если учредители решили закрыть общество, то налоговую задолженность обойти никак не получится, чего не скажешь о требованиях других кредиторов.

В этом случае при любых намеках на нехватку имущества у ликвидируемого должника налоговый орган, как кредитор, сразу подаст соответствующее заявление в арбитражный суд. При таких обстоятельствах и с учетом неоднородности судебной практики есть риск, что банкротство будет проходить в общем порядке с более длительными сроками.

Обратимся к самому началу процесса закрытия ООО. В соответствии со ст. 63 ГК РФ, после внесения сведений в ЕГРЮЛ о начале ликвидации осуществляется следующий алгоритм действий:

  • Ликвидатор публикует информацию в специализированном издании. После этого кредиторам дается два месяца на предъявление своих требований.
  • Ликвидационная комиссия сама выявляет кредиторов и уведомляет их.
  • По истечении двух месяцев составляется промежуточный баланс, где сводятся все данные о долгах и имуществе ООО.
  • Далее идет погашение задолженности. Сначала из денежных средств организации, затем путем продажи имущества. Только после этого станет точно известно, остались ли непогашенные долги. Ведь до реальной продажи имущества должника никто не скажет, сколько денежных средств можно выручить.
  • Если не все требования удовлетворены, ликвидатор инициирует процедуру банкротства.

Все эти этапы занимают достаточно много времени, поэтому встает справедливый вопрос, можно ли их пропустить или ускорить? Об этом поговорим в следующей части статьи.

Самому ликвидатору ускорить процесс затруднительно. До продажи имущества он не будет точно знать, отвечает ООО признакам банкротства или нет. Однако у ликвидационной комиссии есть право подать заявление в суд, основываясь на предвидении ситуации, но только в общем порядке. Соответственно, и банкротство будет осуществляться обычным путем.

Другой способ пропустить досудебные ликвидационные проволочки — подать заявление в суд от кредитора. Однако судебная практика дальнейшего рассмотрения таких заявлений неоднообразна:

  • с одной стороны, есть дела, где суды, узнав по выписке из ЕГРЮЛ информацию о начавшейся ликвидации, автоматически переводят банкротство в сторону упрощенного варианта (апелляционное постановление 17-го Арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 № 17АП-14530/2013-ГК по делу № А60-29762/2013);
  • с другой стороны, некоторые судьи полагают, что п. 3 ст. 63 ГК РФ исключает применение упрощенной процедуры, если во время ликвидации кредитор подает заявление о банкротстве (апелляционное постановление 17-го Арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 № 17АП-3658/2015-ГК по делу № А60-50780/2014).

В любом случае банкротство ликвидируемого должника выгодно кредитору, который находится в сговоре с должником, так как если обойти досудебные этапы ликвидации, то не будет полной картины по задолженности. Следовательно, в такой ситуации могут пострадать интересы остальных кредиторов.

Плюсы упрощенного банкротства

К преимуществам рассматриваемого способа банкротства относятся следующие факты:

  • короткий срок проведения, который занимает около полугода, максимум год;
  • проводится единственная стадия – конкурсное производство;
  • более низкая стоимость проведения, делающая процедуру на 50% дешевле стандартной;
  • кредиторы могут предъявить требования на протяжении всего 30 суток;
  • на компанию не могут давить кредиторы.

Это законный метод, как быстро и эффективно выйти из сложной финансовой ситуации. После того как банкротство закончится, должника исключают из государственного Реестра юр.лиц.

Минусы закона

Упрощённая процедура в нынешнем виде, помимо очевидных достоинств, имеет ряд существенных недостатков. Главная проблема в том, что при упрощённой схеме должник знакомит суд с тем списком кредиторов, который он формирует самостоятельно. Поэтому недобросовестному заёмщику всегда легко пропустить одного или нескольких заимодавцев при составлении списка.

Кроме того, в новом законе не указаны механизмы, способные выявлять фиктивную несостоятельность. При поступлении в собственность заёмщика какого-либо имущества он самостоятельно уведомляет арбитраж, но судебная инстанция не может это проконтролировать. А также не прописан порядок реализации собственности за долги.

Остаётся надеяться, что практика банкротства по упрощённой схеме чётко укажет законодателям, какие изменения в ФЗ следует внести в этом случае.

Естественно, у процедуры есть и минусы, которые немного пугают должников, пытающихся оформить банкротство именно таким методом. Среди главных недостатков схемы выделяют:

  • Есть возможность привлечения руководителей к субсидиарной ответственности. Но относить данный факт исключительно к упрощенной схеме не стоит. Такие же последствия ждут должников в ходе классического банкротства.
  • Кредиторы не смогут доказать, если должник мошенничал, поскольку процедура не предусматривает этапа анализа, на котором все «темные схемы» получается определить. Даже если потребовать проведения анализа через суд, большой риск, что такое требование просто отклонят.

Несмотря на то, что процедура кажется простой, на самом деле она может стать инструментом финансовых махинаций. Потому ее проводят не так часто.

Госдума предложила упрощенное банкротство для борьбы с закредитованностью. Обобщение

Процесс упрощенного банкротства

Подать заявление на упрощенное банкротство ООО в арбитражный суд может лишь ликвидационная комиссия (ликвидатор, руководитель комиссии). Если этот орган еще не создан и с заявлением о банкротстве обращается учредитель (участник) или руководитель общества, то процесс будет проходить по обычному регламенту.

Необходимо помнить, что законодатель делает ограничение по срокам подачи заявлений в арбитражный суд. По общему правилу обратиться нужно в кратчайшие сроки, но не позже одного месяца с даты обнаружения признаков банкротства (п. 2 ст. 9 закона 127-ФЗ). Но при упрощенном варианте действует п. 3 ст. 9 закона 127-ФЗ, по которому руководитель ликвидационной комиссии обязан подать соответствующее заявление в суд в течение 10 календарных дней с даты выявления признаков банкротства.

Госдума предложила упрощенное банкротство для борьбы с закредитованностью. Обобщение

По форме и содержанию заявление об упрощенной процедуре банкротства ООО с долгами ничем не отличается от обычного. Составляется данный документ по нормам пп. 1 и 2 ст. 37 закона 127-ФЗ. К нему прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ и ст. 38 закона 127-ФЗ. Перед непосредственным обращением в арбитражный суд заявитель обязан выслать копии заявлений всем заинтересованным лицам (п. 4 ст. 37 закона 127-ФЗ).

После принятия судом заявления, открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего процедура банкротства проходит в обычном порядке. То есть оставшаяся часть процесса регулируется гл. III и VII закона 127-ФЗ.

Примерная стоимость проведения процедуры

В гос. думу готовится законопроект о применении упрощенной схемы банкротства к физическим лицам. Закон направлен, прежде всего, на слабо защищенные и малоимущие слои населения. Цель закона – снижение порога задолженности, при которой можно инициировать процесс, и его доступность для малоимущих граждан. Стоимость предположительно будит составлять 15000 рублей.

Предположительно, физические лица должны будут отвечать следующим требованиям:

  • Общая сумма задолженности не должна быть меньше 50000 и не больше 900000 рублей.
  • Обязательства должны быть простроченными, а кредиторов не больше 10.
  • У должника нет собственности кроме единственного жилья.
  • Имущество должника не должно превышать стоимости 200000 руб.
  • Заработная плата не выше трех прожиточных минимумов.
  • Должник не менял своего места жительства последние 4 месяца.
  • Под действие закона не попадают граждане, у которых было открыто ИП в течение года, предшествующего подачи заявления.

К физическому лицу не будит применяться система реструктуризации долга. Человек в течение короткого срока получит новый статус, далее последует объявление о неплатежеспособности, которое разошлют кредиторам и приставам. Гражданин обязан в 15-и дневный срок обратиться к нотариусу для включения его в единый реестр сведений о банкротстве.

Законопроект упрощенного банкротства физического лица, прежде всего, направлен на поддержку слабо защищенных и малоимущих слоев общества, у которых нет особого имущества, кроме единственного жилья. Такие категории граждан смогут без особой волокиты и финансовых затрат избавиться от неподъемных долгов и решить наконец вопрос со своими кредиторами.

По заявлению правительства, данный законопроект простимулирует кредитные организации относиться более серьезно к требованиям, предъявляемым к заемщикам, и уберет с рынка, так называемые, кредитные фирмы — однодневки.

Информация

Законопроект находится еще на стадии разработки и имеет «сырой вид». Не проработаны многие тонкости, касающиеся должника: порядок предоставления заявления, каким образом будит произведено изучение и проверка предоставленных сведений, если исключен анализ финансового состояния заемщика. Как проверить реальное количество кредиторов заемщика, каким образом должник должен подтвердить стоимость своего имущества и т. д.

Каким выйдет закон о упрощенной процедуре несостоятельности гражданина в окончательном варианте, пока неизвестно, не исключено, что в проект будут внесены существенные поправки, ужесточающие контроль за должником. Рассмотрение и подписание закона о применении упрощенной схемы банкротства к физическим лицам планируется назначить на второе полугодие 2017 года.

Проведение схемы в упрощенном порядке предполагает определенную последовательность действий, соблюдение которой — необходимость. Итак, банкротство состоит из следующих этапов:

  1. Прежде всего, проходит собрание. На нем учредители компании принимают решение о том, что лучший выход из сложной финансовой ситуации – ликвидация фирмы. Там же назначают ликвидатора, задача которого – уведомить ФНС о решении руководства начать банкротство. Получив заявление, ФНС фиксирует сведение в ЕГРЮЛ. С этого момента руководителем ликвидируемой компании становится официально выбранный ликвидатор.
  2. В обязанности ликвидатора входит размещение публичного уведомления в СМИ о том, что компания пропускает процедуру банкротства, чтобы сразу быть ликвидированной. Также ликвидатор должен сообщить об этом кредиторам и остальным лицам, перед которыми у фирмы обязательства.
  3. Когда всем уже известно о будущей ликвидации, необходимо уточнить информацию об имуществе, которое есть у компании. Чтобы это сделать, ликвидатору нужно запросить данные в Росреестре, Роспатенте и других органах, где может быть информация об имуществе компании.
  4. После этого в налоговой сверяется информация по налогам. Туда отправляют промежуточный баланс, указав задолженность компании, если она составляет больше 300 тыс. рублей. Когда данный факт подтверждается, ликвидатор может подать заявление о признании банкротом в арбитражный суд. У него на это имеется десять суток.
  5. Арбитражный суд рассматривает заявление, после чего признает компанию банкротом. После этого назначается арб. управляющий и открывается конкурсное производство. Публикуется сообщение о банкротстве компании и распродаже ее имущества. Кредиторы имеют месяц, чтобы предъявить свои претензии. Тем временем имущество компании проходит инвентаризацию, имущество продается, и долги перед предъявившими требования кредиторами гасятся. Управляющий составляет отчет о работе и закрывает счета банкрота.
  6. Получив отчет, арбитражный суд заканчивает упрощенное банкротство. Судебное решение отправляют в налоговую, которая исключит ликвидированное юрлицо из ЕГРЮЛ, и выдаст оф. свидетельство о ликвидации.

Как только появится заключение, долги будут считаться погашенными и требовать их погашения у кредиторов не получится, даже если имущества компании оказалось недостаточно, чтобы покрыть их полностью.

Условно все делят на несколько этапов:

  1. Предбанкротная. На рассматриваемом этапе представители компании занимаются подготовкой документов, чтобы подать их в суд для признания банкротства.
  2. Предсудебная подготовка. На этом этапе учредители нанимают ликвидатора, который сообщает всем о будущей ликвидации и занимается делами компании.
  3. Конкурсное производство. Предусматривает передачу долгов кредиторам путем распродажи имущества компании и признания ее обанкротившейся.
  4. Исключение из ЕГРЮЛ. Заключающий этап.

Рассматриваемая процедура — единственный легальный способ быстро расплатиться с долгами, по сути, не покрыв их все.

Упрощенный механизм признания несостоятельности – это практически стандартная процедура, но при этом предполагающая отсутствие ряда сложных, длительных и затратных мероприятий, в частности, заседаний суда. Кроме того, не будет осуществляться розыск имущественных ценностей или активов ответчика, не станет проверяться его материальное состояние.

Каждый россиянин имеет все основания быть избавленным от своих долгов. Конечно, при наличии определенных условий. Такая возможность закреплена за ними юридически, в частности десятой главой Федерального Закона РФ «О банкротстве», принятом Правительством страны осенью 2015 года. Предшествующие годы все, что касалось банкротства, могло быть применено только к юридическим организациям, фермерским хозяйствам и частным предпринимателям.

С этого момента и по настоящее время документ постоянно совершенствуется, вносятся изменения и важные поправки. Их цель – максимально упростить этот процесс, сделать его доступным каждому гражданину, кто нуждается в правовом признании собственной несостоятельности.

Базовым документом, которому предстоит дать зеленый свет упрощенному механизму ведения подобных дел, является статья 127 ФЗ. К нормативному акту уже разработан целый ряд поправок, которые пока находятся в стадии рассмотрения.

Что касается текущих нормативных документов, регулирующих данный аспект правовой государственной деятельности, то знаковым является Постановление Пленума Верховного Совета России, датированное декабрем 2015 года. Акт позволит решить множество задач в работе арбитражных и финансовых управляющих, упростит их функции и делает их прозрачнее.

Для физических лиц

В рамках планируемых изменений воспользоваться возможностью получить статус банкрота физические лица смогут только при следующих условиях:

  • совокупный долг неплательщика составил минимум – 50 000 рублей, максимум – 900 000;
  • список кредиторов не выходит за рамки 10 человек;
  • заявитель не занимается индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Для юридических лиц

Воспользоваться предоставленной действующим законодательством, возможностью смогут две группы должников:

  • организации, у которых недостаточно имущественных ценностей для исполнения своих договорных обязательств перед кредиторами в полном объеме. В этом случае ликвидатор пишет иск в арбитраж. По факту рассмотрения прошения судебный орган принимает решение о запуске ускоренного варианта ведения процесса;
  • компании, производственная деятельность которых уже фактически прекращена, а руководство самоустранилось, и связаться с ним не представляется возможным.

Таким образом, базовыми условиями к применению рассматриваемого в данной статье, механизма, станут:

  • общей стоимости имущества не достаточно для покрытия всех долгов;
  • арбитражем внесено решение в пользу ликвидации копании.

Для физических лиц

Что касается механизма действия и порядка оформления ликвидируемого должника – физического лица по упрощенной схеме, то он еще до конца не отработан. 2019 и 2020 годы в этом плане являются тестовыми – пока этим занимаются МФЦ. Насколько их деятельность будет результативной и оправданной, определит время.

Пока начальный порядок действий ничем не отличается от стандартной процедуры подтверждения несостоятельности. Стартовый шаг – подача заявления. Консультант МФЦ обязан его принять, оказать помощь в подготовке и сборе сопроводительных бумаг, которые регламентированы нормативными актами.

После того, как все бумаги проверят на правильность оформления и подлинность, сотрудник МФЦ самостоятельно передает их в судебный арбитражный орган по месту регистрации заявителя.

Для юридических лиц

Все основные нюансы проведения данного процесса применительно к юридическому лицу закреплены главой закона 127 ФЗ. Согласно документу порядок и правила упрощенного режима признания банкротства могут быть различны, поскольку зависят от сопровождающих дело, факторов. Однако стандартный алгоритм действий приблизительно таков:

  • персональное обращение заинтересованного лица в арбитражный судебный орган и подача заявления в письменной фирме – бланк установленного образца;
  • если имеют место определенные условия или требования – приведение в действие механизма признания неплатежеспособности в рамках действия упрощенной схемы;
  • обращение к услугам финансового управляющего – специалист обеспечит проведение производства на конкурсной основе;
  • создание кредиторского реестра – если их несколько;
  • проведение экспертной оценки движимого и недвижимого имущества фирмы-должника;
  • реализация процедуры изъятия ценностей;
  • проведение торгов;
  • долевое распределение средств, полученных от продажи, между кредиторами заемщика. Принцип распределения – соблюдение норм законности, регламентированных федеральным законодательством применительно к упрощенному порядку признания неплатежеспособности ответчика;
  • завершающий этап упрощенной схемы – полная ликвидация предприятия или компании и списание той части долговых обязательств, которая так и осталась неисполненной после продажи имущества.

Ответственность учредителя, директора, руководителя ликвидационной комиссии

Обратим внимание, что подача заявления в арбитражный суд при обнаружении признаков банкротства — это обязанность ликвидационной комиссии, а при ее отсутствии — учредителей и исполнительного органа общества. Естественно, в случае нарушения данных требований наступает ответственность.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 226 закона 127-ФЗ, если ООО продолжает ликвидацию, хотя у него не хватает имущества для расчета со всеми кредиторами, то такому обществу откажут в государственной регистрации. Дело в том, что при подаче заявления в налоговую по ликвидации юридическое лицо тем самым подтверждает отсутствие какой-либо задолженности (подп. «а» п. 1 ст.

21 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). А по факту получается, что ООО просто вводит в заблуждение налоговый орган. За данное правонарушение на должностное лицо общества налагается штраф от 5000 до 10 000 рублей (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Как уже говорилось выше, при упрощенном банкротстве существуют сроки подачи заявления в арбитражный суд. Если лица, ответственные за указанную обязанность, не исполнят ее вовремя, то они будут нести субсидиарную ответственность перед всеми кредиторами общества (п. 2 ст. 226 закона 127-ФЗ).

Итак, упрощенное банкротство осуществляется в более короткие сроки, чем обычный процесс. Бесспорно, инициировать этот вариант банкротства может только ликвидационная комиссия после обнаружения признаков банкротства. Если ликвидатор не обратится в суд, то будет нести субсидиарную ответственность по долгам общества.

Арбитражный управляющий при упрощенном банкротстве

Самостоятельная реализация имущества и исключение из процесса финансового управляющего должны значительно удешевить процедуру банкротства. Дело в том, что именно расходы на управляющего являются самой дорогостоящей статьей в затратах на банкротство. Так, например, в Москве управляющие обычно требуют 150 тысяч рублей за свои услуги, а в Новосибирске и Челябинске – по 100 тысяч.

   При этом у гражданина останется право обратиться за помощью к финуправляющему, если вдруг найдется такой «доброволец».

   Ориентировочно упрощенная процедура банкротства будет стоить должникам всего 15 тысяч рублей:

  • госпошлина — 300 рублей;
  • расходы на корреспонденцию — порядка 5 тысяч;
  • публикация сведений в газете Коммерсантъ — около 10 тысяч.

   Таким образом, должник обязан сам собрать документы и подать заявление о признании его банкротом. После чего самостоятельно составить список кредиторов, описать имущество и реализовать его.

   Предполагается, что упрощенное банкротство можно будет инициировать при сумме долга от 50 тысяч рублей, а срок рассмотрения дела будет сокращен до четырех месяцев.

   В законопроекте до сих пор остается много «белых пятен». К примеру, все еще непонятно, как будет организована самостоятельная реализация имущества должником.

   Кроме того, как можно судить по тексту законопроекта, никаких проверок достоверности внесенных заемщиком данных не предусмотрено. Следовательно, должник может легко не указать кредитора или отдать в суд неполный перечень имущества.

Если кредиторы захотят предотвратить мошеннические действия должника и взыскать с него все причитающиеся им деньги, то им придется за свой счет проводить финансовый анализ и розыск имущества банкрота. Причем потраченные на собственное расследование средства нельзя будет компенсировать за счет должника.

Однако все вышеперечисленные послабления даже после принятия законопроекта могут остаться не востребованными. По мнению Кравцовой, в условия упрощенной процедуры банкротства заложено требование, которое максимально сужает аудиторию его применения. Дело в том, что при выявлении у должника имущества стоимостью свыше 200 тысяч рублей предполагается переход к общей процедуре банкротства.

   Выходит, что условия законопроекта, призванного расширить сферу применения банкротства, сами же закроют доступ к этой процедуре.

Пройти тестПодписатьсяКонсультация

Упрощенная процедура обанкрочивания также предусматривает услуги управляющего. Этот специалист является физическим лицом, состоящим в СРО, которое ведет или оказывает влияние на большинство мероприятий, связанных с банкротством. Например, управляет активами фирмы, которую признают банкротом и пытаются ликвидировать.

Таким образом, арбитражный управляющий — ключевая фигура. Он проводит практически все важные мероприятия:

  • взыскание деб.долга;
  • оспаривание сделок;
  • санацию;
  • представительство в суде и т.п.

Помимо этого, обязанности управляющего в упрощенной схеме следующие:

  • защищать имущество организации, если на него будут неправомерные посягательства от кредиторов (конечно, если они не включены в рамки процедуры);
  • вводить в реестр требования кредиторов, которые имеют право на получение компенсации долга;
  • анализировать фин. ситуацию фирмы;
  • организовывать собрания кредиторов, когда это нужно;
  • контролировать расходы, связанные с мероприятиями без которых невозможно провести процедуру обанкрочивания;
  • поиск признаков, что противоречат существующему законодательству о банкротстве.

Управляющий может делать практически все, кроме того, что не нарушает права кредиторов и должников и не противоречит закону.

Сколько стоит упрощенное банкротство?

Основная цель нововведения – сократить расходы должника на проведение процедуры признания банкротства. Ценовой вопрос в данном случае является ключевой проблемой, стающей на пути перед теми, у кого нет средств платить долги – люди попросту не смогут найти резервы, чтобы профинансировать эту услугу. Как изменится ценовой диапазон, если изменения к законопроекту все-таки примут?

Для физических лиц

Физические лица – эта та категория, которая больше всех заинтересована во введении процедуры ускоренного порядка по факту несостоятельности должника. Планируется, что их затраты сократятся как, минимум, втрое. Например, больше не нужно тратиться на финансового управляющего – его услуги не понадобятся.

А это значительна экономия, которая сохранит не менее 25 тысяч рублей. Вторая затратная статья – процедура проведения долговой реструктуризации. В рамках планируемых изменений ее так же упразднят. Следовательно, основные расходы будут сосредоточены только на финишном этапе производства – продаже имущества. Под ключ все мероприятие при таком раскладе обойдется заявителю около 20 000 рублей.

Для юридических лиц

Что касается тех, кто осуществляет свою трудовую деятельность в статусе юридического лица, речь идет о более серьезной экономии. Какими конкретно будут затраты, однозначно сказать невозможно, ведь каждый такой процесс индивидуален, зависит от ряда совокупных моментов и требует различного к себе отношения.

Банкротство, совершаемое по упрощённой схеме, стоит гораздо дешевле, чем по стандартной. Если последнее обходится приблизительно от 50 тысяч руб., то при упрощённой процедуре есть возможность сэкономить до половины этой суммы (т. е. от 25 тысяч), не привлекая финансового управляющего. Кроме того, расходы можно немного сократить за счёт отсутствия реструктуризации задолженности.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть
Adblock detector